В мире: Пощадите культуру!

На 30% сокращен бюджет города Кельна на культуру в этом году. Многие другие немецкие города и земли, находящиеся в тяжелом финансовом положении из-за кризиса, пошли на аналогичные меры. Помочь культуре должны меценаты.
С.Николаев

У нас культуре ничего не угрожает, – заявлял в начале кризиса (ноябрь 2008 г.) государственный министр по культуре Бернд Нойман. – В отличие от США, где эта сфера финансируется в основном частным сектором, у нас стабилизирующим фактором стала общественная и государственная поддержка [культуры]».

8. млрд евро

ежегодно выделяет государство в лице федерального правительства и земель на культуру

Государственный министр по культуре в Германии – это вовсе не то, что подразумевают под министром культуры в России. Начнем с того, что министерства никакого у него нет. Одновременно во многих немецких землях существуют свои министерства культуры. Все дело в принципах формирования бюджетов. Германия, исторически раздробленная, предпочитает контролировать некоторые жизненно важные вещи децентрализованно. Проще говоря, культурные события финансируются в основном из местных бюджетов. Конечно, кинофестиваль Берлиналле – забота не только Берлина, как и ежегодный оперный фестиваль Вагнера – Байройта, – эти события финансируются из бюджета провинций, федерального, корпоративных и частных источников.

В Германии существуют четыре формы частной и корпоративной благотворительности. Различия между ними носят содержательный, правовой и налоговый характер. Спонсорские корпоративные бюджеты уменьшают сумму налогооблагаемого дохода. Наиболее традиционной формой меценатства являются прямые пожертвования частных лиц, разовые и многократные. В отличие от них другая форма – фонды поддержки культуры – носит постоянный или во всяком случае продолжительный характер. В этом случае попечители не требуют ответной услуги от художников, артистов, музыкантов. В случае спонсоринга поддержка культурного проекта носит не безвозмездный характер. Спонсоры требуют ответной услуги, которая в бухгалтерском балансе заносится в статью «производственные затраты», точно так же как и четвертая форма – прямая реклама.

Хотя государство несет львиную долю расходов на культуру (в 2000-х гг. около 93%, порядка 8 млрд евро, ежегодно), частное и корпоративное меценатство тоже играет весьма важную роль. В Германии популярно сочетание различных видов меценатства с госфинансированием, например Public Private Partnerships или Matching Fonds. Последняя финансовая модель применяется, когда государственное и частное финансирование составляет 1 к 1. По этому принципу была построена Пинакотека в Мюнхене и Галерея современного искусства в Лейпциге.

По оценкам научно-исследовательского института EMNID, общий объем частных пожертвований от физических лиц и предприятий в 2000-х гг. – 5 млрд евро. Около 1% (50 млн евро) направляется в культуру.

Объем пожертвований частных фондов в 2007 г. составил 1 млрд евро, согласно отчету Союза немецких фондов. Около 13% этой суммы (около 125 млн евро) потрачены на культурные проекты.

Опросы Инициативной группы культурного спонсорства (Arbeitskreis Kultursponsoring, AKS) говорят о том, что ежегодный объем культурного спонсорства немецких предприятий составляет 350 млн евро. Статья «Реклама в культуре и искусстве» до сих пор не оценена в конкретных цифрах.

Беспощадный кризис

Но кризис не обошел стороной даже в целом благополучную Германию. Многие коммуны имеют огромный дефицит бюджета. Бернд Нойман на заседании Бурдестага теперь констатирует: «Из некоторых коммун уже несколько недель поступают угрожающие новости о намерениях радикально сократить бюджет на культуру. В среднем эти сокращения составляют 10%, но в некоторых случаях значительно выше. Расходы на культуру в земельных бюджетах – около 1,9%. Сокращением этих расходов бюджет не спасешь. Поэтому я призываю всех: пощадите культуру!» Накануне госминистр опросил 39 бургомистров городов с населением больше 100 000 человек, таких как Бремен, Коттбус, Ингольштадт, Йена, Кассель, Мюнхен, Потстам, Регенсбург, Вольфсбург, и только после этого пришел к таким печальным результатам.

В Кельне бюджет на культуру сокращен на 30%. Эрфуртский бургомистр Андреас Баувайзен разводит руками: в городском бюджете на 2010 г. дефицит минимум в 60 млн евро. Поэтому в области культуры будут «предприняты существенные и чувствительные сокращения». В Коттбусе к 2015 г. в области культуры будет сокращено 20% финансируемых из местного бюджета рабочих мест. Бургомистр Хайльбронна Гельмут Химмельсбах в шоке: после финансово сверхуспешного 2009-го в этом году он должен справиться со 100-миллионным дефицитом бюджета: «Что мне делать? Закрывать бассейны, театры, не выделять денег музею? Вся надежда на частных инвесторов».

Однако так называемые Public Private Partnership не являются панацеей, поскольку спонсоры сами решают, на что и на кого тратить свои взносы, и держатся в стороне от непопулярных видов в искусстве. Доротея фон Пасадовски, ответственная за спонсорство в культуре концерна E.On, признает: «Спонсорс тво – это двусторонние обязательства: ты – мне, я – тебе». Выставки, которые финансируются концерном, должны иметь грандиозный успех. Нет успеха – нет денег.