Ректор-провокатор

«Метаморфозы мировой истории» – под таким названием венская «Альбертина» показывает ретроспективу немецкого художника Маркуса Люперца

Шестидесятидевятилетний Люперц выглядит классиком, каких мало. Участник престижной «Документы» еще в 1982 г., на протяжении 21 года он был ректором знаменитой Дюссельдорфской академии, а осенью этого года открывает в Потсдаме собственную частную академию, зарегистрированную как ООО и названную «Академией забот Люперца» – словно в издевку над знаменитым потсдамским Дворцом Без Забот (Сансуси). При этом в отличие от иных зарубежных коллег Люперц всегда оставался действующим художником, по-настоящему активным, раздражающим и публику, и коллег.

Его выставленные на центральных городских площадях скульптуры неоднократно подвергались нападениям – их то малевали, то разбивали. Так, в Зальцбурге подвергся остракизму его памятник Моцарту в виде однорукой оплывшей бабы, открытый к 250-летию композитора. Уже в ХХI столетии были разрушены произведения в Аугсбурге и Бамберге. Хочется верить, что подобная судьба не постигнет «Дафну», скульптуру, установленную перед Античным музеем в Мюнхене. Шесть ее версий в расписанной бронзе, а также два с лишним десятка эскизов к ней занимают сейчас в венском музее отдельный зал.

«Дафна» – типичный пример обращения Люперца к античной мифологии, которой он увлекся еще в середине 80-х. В этом интересе чувствуется тоска по идеалу и совершенству. «Что сегодня действительно интересно в изобразительном искусстве, так это завершенность. Потому что это единственное, чего в нем нет», – считает художник. Его собственные работы оказываются такими подчеркнуто незавершенными. Дело здесь не столько в сознательно выбранной эстетике, сколько в идеологии, которая эту эстетику питает. Люперц так или иначе занимается историей. И хотя он манифестирует интерес ко всеобщей истории, в центре его творчества оказывается именно немецкое прошлое, оно же настоящее, оно же будущее.

Метаморфозы немецкого художник знает не понаслышке, он испытал их на себе. Уроженец Богемии, в 1948 г. он был вынужден покинуть с родителями родные края и переселиться в Западную Германию. Серия работ «Немецкие мотивы» объединяет множество тем и сюжетов, от детей, вглядывающихся в далекие деревни и поля, до воткнутой в землю саперной лопатки и лежащей рядом каски. Милитаристская тема как часть немецкого духа долго преследовала Люперца. Среди сотни выставленных в «Альбертине» произведений показывают, например, знаменитую работу 1973 г. «Циклоп дифирамбический» (солдат в немецкой униформе, на голове рыцарский шлем, общее впечатление как от ряженой хищной птицы). Она выполнена гуашью на оберточной бумаге, которая, в свою очередь, наклеена на холст.

«Дифирамбический» эпитет встречается во многих названиях его работ, а в 1966 г. Люперц опубликовал «Дифирамбический манифест». Автор утверждает, что создал целое направление в искусстве, поскольку именно дифирамбы способны описать ХХ век. В античности, как известно, их исполняли в основном переодетые сатиры – кажется, эта роль Люперцу нравится не меньше, чем роль последнего немецкого денди, о чьей коллекции в 80 костюмов и 120 пар обуви ручной работы не говорит только ленивый.

Высокая идейность не мешает эксцентризму – так, художник сидит лишь на деревянных скамьях и ненавидит диваны, которые, на его взгляд, парализуют человека. От эксцентризма до эгоцентризма меньше шага. Провокативный стиль жизни Люперца, его щегольской образ не только заставили в свое время масс-медиа обратить на него внимание, но и помогли нажить немало недоброжелателей, которые даже пару раз разграбили его ателье. Это не помешало карьере: характер забывается, искусство остается.