Перемещенные ценности

«Маленькая смерть» и «Шесть танцев» Иржи Килиана за четверть века не утратили новаторского блеска
М. Логвинов

Шестидесятитрехлетний Иржи Килиан – автор более сотни балетов. Неистощимая фантазия в сочинении оригинальных связок, поддержек и положений, умение изящно сервировать их для больших и малых ансамблей, музыкальность, юмор, вкус, помноженные на собственный неповторимый взгляд на мир, такая же редкость, как чешуекрылый мохо. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко первым в России заполучил право обзавестись собственной копией его творений.

Именно этот скромный коллектив теперь становится главным ньюсмейкером. В прошлом году он организовал российский дебют испанца Начо Дуато, теперь же заполучил его учителя. Причем «Станиславский» не стал стесняться: он выбрал в свой репертуар два популярнейших творения Килиана, «Маленькую смерть» и «Шесть танцев» на музыку Моцарта, не побоявшись того, что в Москве оба спектакля знают в эталонном исполнении Нидерландского театра танца – авторской труппы хореографа.

Хореограф, сначала вставляющий в руки мужчин рапиры, а потом приспосабливающий к их мощным торсам кринолины. Позволяющий им порхать в этих тяжелых нарядах бабочками, а потом выдающий, что эти конструкции – на колесиках. Взбивающий огромные парики – и со смехом сдувающий с них килограммы пудры. Наряжающий женщин в корсеты, но прячущий юбки. Придумывающий адажио провокационно сексуальные – но эстетские до целомудрия. Приятно, что теперь на это можно купить билет на Большой Дмитровке, а не в кассах «Аэрофлота».

До уровня амстердамских небожителей станиславцы не дотянули. Это сказывалось и в том, как морщили поддержки, когда порой рвалась фирменная килиановская линия красоты, как отдавал иногда нижегородским изящный европейский юмор. И все же дуэт Анастасии Першенковой и Дмитрия Хамзина в «Маленькой смерти» оказался профессиональной победой артистов, а Валерия Муханова в «Шести танцах» смотрелась так, будто в ее карьере до этого были не Ноймайер с «Чайкой», не Дуато с Na Floresta и не Бурнонвиль с «Неаполем», а сплошные бурлескные героини и Килиан. Да и увлеченность всего ансамбля артистов вполне позволяла понять, что такое этот Килиан.