Соревнования для своих

Власти Сочи и Краснодарского края, готовясь к Олимпиаде, провели свыше 230 аукционов на строительство и ремонт школ, больниц, домов, дорог на сумму почти в 18 млрд руб. Подавляющее большинство подрядов уходит по начальной или близкой к начальной цене, примерно три четверти достаются местным компаниям

В особых условиях объекты окупятся не скоро

Сроки окупаемости электростанций, построенных для Олимпиады («Газпром», ОГК-3 и ТГК-2 введут три ТЭС суммарной мощностью 720 МВт), составят 15 лет, оценивает руководитель аналитического управления ИГ «Алемар» Василий Канозин. В Сочи может возникнуть переизбыток мощностей, в результате условия для ТЭС будут неблагоприятными. Стоимость строительства также возрастет из-за дополнительных расходов, связанных с особенностями сочинского рельефа. Поэтому горизонт окупаемости в 10–12 лет может возрасти. Строящиеся в Сочи гостиницы будут окупаться 20 лет, считает директор Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник. Олимпиада пройдет быстро, стабильность последующего спроса на гостиничные услуги вызывает сомнение. В Сочи возводят такое количество гостиниц, что этот бизнес можно назвать благотворительностью. Сезонные границы черноморских курортов – всего 90 дней, в той же Турции это около 120 дней, слетать в Сочи дороже, чем в Турцию. Поэтому средний для столиц срок окупаемости гостиниц в 10 лет здесь можно смело умножать на два.

В аукционах примерно на 13 млрд руб. победили, по подсчетам «Ведомостей», компании из Краснодарского края (в основном сочинские и краснодарские), в торгах примерно на 700 млн руб. первенствовали ростовские фирмы. Подрядчики получали их по близкой к начальной (максимальной) цене (см. врез).

Без борьбы

Самые крупные краевые подряды достались исполнителям легко. В декабре «Ростовдорстрой» не явился на аукцион по реконструкции малой объездной дороги – от транспортной развязки в районе спортивного комплекса «Стадион» до моста через реку Сочи в районе Краснодарского кольца, и контракт на 2,674 млрд руб. ушел ко второму участнику, сочинскому «Тоннельному отряду № 44» по начальной цене.

Уже в марте этого года «Мостотрест» быстро сдался в борьбе с сочинским «Тоннельдорстроем» за право реконструировать мост через реку Сочи – контракт ушел за 1,577 млрд руб. при стартовой цене в 1,6 млрд руб. (экономия бюджета – 1,4%). В марте контракт на строительство очистных сооружений в Краснополянском округе ушел финансово-строительной компании «Мостгеоцентр» (Москва), а два других претендента, в том числе «Мосинжстрой», не были допущены к аукциону. По максимуму заплатит бюджет и за инженерные сети строительных площадок олимпийских объектов – у ЗАО «Ремонт и строительство сетей ПР и СС» из Санкт-Петербурга соперников не оказалось.

«С чего вы взяли, что снижение всегда незначительное. Мы, например, выиграли аукцион на строительство дублера Курортного проспекта (федеральные торги) за 22,8 млрд руб. при цене в 29 млрд. Пишите запрос, если посчитаем нужным, прокомментируем», – возмутился директор по связям с общественностью «Тоннельного отряда» Александр Мицкевич. Запрос остался без ответа. «Мосгеоцентр» на запрос также не ответил. Директор в отпуске, кроме него по торгам никто не общается, сказали в приемной «Тоннельдорстроя».

В июне краснодарское ОАО «КДБ» выиграло право реконструировать дорогу на улице Пластунской за 992 млн руб., второго претендента – московский «Интердорстрой» – к аукциону не допустили. Тоже без борьбы КДБ получило три дорожных подряда на 110 млн руб. – соперников или не было, или их не допускали на торги.

В августе краснодарская «Строй интернейшнл» получила по начальной цене (1,255 млрд руб.) подряд на строительство в Адлере больницы на 150 коек с поликлиникой, единственный соперник – ханты-мансийская компания «Строительные технологии ПКФ» не была допущена к торгам. Управление капстроительства Сочи вообще собиралось отстегнуть на больницу 1,72 млрд руб., но после многочисленных разъяснений и уточнений конкурсной документации стартовая цена была снижена.

Гендиректор «Строй интернейшнл» Артур Аванесян, услышав, что звонят «Ведомости», бросил трубку.

Очень повезло с соперниками ставропольскому «Старстрою» – всех десятерых не допустили к торгам (среди них были компании, которые выиграли не один олимпийский аукцион, в том числе «Москонверспром», известный борьбой своего владельца Валерия Морозова с управлением делами президента из-за закупок), и подряд на капитальный ремонт домов он получил за максимальные 396 млн руб. «Москонверспром» был также отлучен от сравнительно крупного аукциона на ремонт детской горбольницы, его по максимальной цене (115,9 млн руб.) выиграл сочинский «Отделстрой».

Магистральный водовод от реки Бешенка по максимальной цене (391 млн руб.) построит «Производственная компания Русский стандарт» (Краснодар), претендовавшее на контракт «СМУ № 303» из Петербурга не допустили на аукцион. «Русский стандарт» как единственный участник получил еще контракт на строительство канализации (185 млн руб.) и четыре – на ремонт дорог (в общей сложности на 185 млн руб.).

Краснодарское «Строи­тель­но-монтажное предприятие – 375» без соперников получило право построить за 480 млн руб. школу на 400 мест в Адлерском районе Сочи. Были и исключения: компания «Терем» победила конкурентов и получила контракт на строительство школы в Адлерском районе на 1000 мест, но снизила начальную цену (970 млн руб.) до 720 млн руб.

Бой с тенью

По подсчетам «Ведомостей», заключением контракта с единственным участником завершились примерно 80 из проведенных сочинскими и краевыми властями «олимпийских» аукционов. К большинству лотов было допущено по нескольку компаний, и борьба состоялась, но примерно в 90 случаях (две трети) она была номинальной.

Так, в мае этого года в один день прошло 15 аукционов на капремонт сочинских домов (цена – 51–59 млн руб. каждый, один – 86,3 млн руб.): в них принимали участие от трех до шести одних и тех же компаний, побеждавших почти без сопротивления. Самый крупный лот выиграла краснодарская «Тиграл эко-строй», снизив цену до 85,8 млн руб. (экономия бюджета – 0,5%). Три аукциона этой серии выиграл краснодарский «Кубаньглавстрой» (цена понижалась на 0,1–0,5%). По два контракта забрали ростовский «Стройсервис-ПС» и сочинские «Стройлэнд» и «Градострой». Этой осенью в идущих подряд 10 лотах на капремонт домов (от 33 млн до 58 млн руб.) с одним набором участников три контракта собрал краснодарский «Стройтехпром» (сэкономил бюджету от 0,2 до 0,4%), дважды без усилий побеждал «Округстрой» (Краснодарский край). Таких «серий лотов с 2009 г. было несколько», особенно часто с экономией бюджета в доли процента побеждали краснодарские «Компания БИК-стройсервис» (13 раз), «Стройтехпром» (чаще 10 раз) и Инвестиционная строительная компания (7), ростовский «Стройсервис-ПС» (10).

Несколько лотов показали, что начальную цену есть куда снижать. Краснодарское «Горремстройуправление» выиграло два аукциона на капремонт домов, снизив цену в них с 51,9 млн до 36 млн руб. (-30%) и с 13,4 млн до 9,4 млн руб. (-30%). Пробившийся на один аукцион «Москонверспром» взялся отремонтировать дома за 14,8 млн руб. при стартовой цене в 24,7 млн (-40%); одна из крупнейших строительных компаний Кубани – Южная строительно-коммуникационная компания проведет проектно-изыскательские работы по ремонту домов за 19 млн руб. при начальной цене в 43,4 млн руб. (-56%); краснодарский «Грандпроектстрой» построит ледовый комплекс для школы за 210 млн руб. (начальная цена – 250 млн руб., экономия – 16%).

В «Стройсервис-ПС» от комментариев отказались. Менеджер «Градостроя» на условиях анонимности рассказал, что по некоторым объектам в конкурсе участвует до 15 организаций, поэтому приходится существенно снижать стоимость. «Снижение на 20–25% возможно, если в торгах участвует руководитель, уполномоченный принимать такие решения, олимпийские подряды в большинстве своем не приносят прибыли», говорит он.

«Строительная отрасль в кризисе, господряды – важная ее поддержка, конкуренция высока, я знаю, что компании готовы снижать начальную цену даже на 50% и работать в ноль для поддержания оборота и выплаты зарплат», – говорит президент Poller Capital (девелопмент и строительно-подрядные работы) Владимир Нор-Симавонц.

«Если компании подают правильно оформленные заявки даже на большое количество лотов, мы обязаны их допустить», – говорит замруководителя управления капремонта Сочи Евгений Горлов. «На некоторые аукционы претенденты не проходят по формальным причинам, игнорировать которые мы не вправе. А [если] два участника [то они] вышли покурить, вернулись и шагов [по снижению цены] больше не делают», – говорит чиновник главного управления строительства края.