«Камаз» проехал мимо

«Татнефть» потратила почти 17 млрд руб. на строительство завода цельнометаллокордных (ЦМК) шин по просьбе «Камаза», а тот предпочел более дешевые китайские и белорусские. Но шины из Нижнекамска пригодятся для грузовиков Volvo и Renault
А. Махонин

В будущем году нижнекамскими ЦМК-шинами будет комплектоваться сборочное производство Volvo и Renault Traks в Калужской области, говорит представитель Volvo в России Олег Васильченко. «Стоимость седельных тягачей – от 80 000 до 120 000 евро, поэтому с нижнекамскими ЦМК-шинами мы укладываемся в 2–3%. А при правильном подборе эти шины себя окупают, так как у них больший пробег – до 200 000 км против обычных 80 000 км и топливо расходуется экономнее», – говорит Васильченко.

Планы «Камаза». 36600

тяжелых грузовиков полной массой от 14 до 40 т в 2011 г. запланировал выпустить «Камаз» (против ожидаемых 28 700 в этом году), рассказывал в августе Когогин на отраслевой автомобильной конференции «Ведомостей».

«Камаз»

Крупнейший в РФ производитель тяжелого коммерческого транспорта. Акционеры – «Тройка диалог» (контролирует 27,3%), госкорпорация «Ростехнологии» (49,9%), Daimler AG (11%), ЕБРР (4%). Капитализация (на ММВБ) – 51,2 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 60,89 млрд руб., чистый убыток – 2,58 млрд руб.

Нижнекамский завод шин ЦМК

Производитель шин. Владельцы (данные «СПАРК-Интерфакса») – ОАО «Татнефть» (99,98%), УК «Татнефть-нефтехим» (0,02%). Финансовые показатели (2009 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): Выручка – 9,2 млн руб., Чистый убыток – 50,9 млн руб.

Автозавод и торговый дом (ТД) «Кама» (генеральный дистрибутор трех шинных заводов «Татнефти», в том числе Нижнекамского завода шин ЦМК) пока не могут согласовать закупочную цену на 2011 г., рассказал «Ведомостям» топ-менеджер «Татнефть-нефтехима» (управляет шинными заводами). Пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев это подтвердил.

«Нижнекамские ЦМК-шины на 35% дороже отечественных аналогов (в рознице – 16 000 против 12 000 руб. соответственно), а «Камаз» ищет дешевые», – объяснил замдиректора ТД «Кама» Ильгиз Рахимов. Сейчас обсуждается объем закупок около 60 000–80 000 штук – это может закрыть 30% потребностей «Камаза» в комплектации техники в 2011 г., говорит топ-менеджер «Татнефть-нефтехима» (см. врез). По оценке руководителя автомобильной практики Ernst & Young Ивана Бончева, стоимость такого контракта может составить 800 млн руб.

«Объемы закупок будут зависеть от договорной цены», – говорит Афанасьев. По его словам, автопроизводитель в этом году нижнекамские шины не брал (покупал у «Омскшины» и «Белшины»), а сейчас ведет переговоры также с китайскими производителями. «Закупочная цена китайских шин начинается от 6000–7000 руб.», – сказал менеджер одного из шинных заводов.

Нижнекамский завод, запущенный в декабре 2009 г., использует технологию немецкого концерна Continental. При проектной мощности в 1,2 млн штук завод выпустит в этом году 130 000 штук.

«Татнефть» инвестировала в проект 16,8 млрд руб. Не кто иной, как генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин в мае 2006 г. «поставил перед «Татнефтью» вопрос о необходимости создания производства ЦМК-шин, сетует топ-менеджер нижнекамского завода.

Автомобили «Камаз» относятся к низкой ценовой нише (от 1,5 млн руб.), а ЦМК-шины, напротив, – в премиальном сегменте, объясняет Бончев. По его словам, удельная стоимость шинных комплектующих не должна превышать в цене грузовика 2–3%, а полная комплектация нижнекамскими ЦМК-шинами обойдется в 4000–5000 евро (или 8–10%).