Борцы с бумагой

В России растет спрос на специфическую услугу – создание трехмерных цифровых копий материальных объектов. Произведения живописи, дореволюционные издания, музейные экспонаты – все это теперь существует и в виртуальной реальности

Бумажный документооборот в России медленно, но верно уступает место электронному. Ежегодно в цифровой вид переводятся миллионы организационно-распорядительной, бухгалтерской и технической документации. Сканируют не только бумажные документы: современные технологии позволяют создавать цифровые копии произведений живописи и прикладного искусства (например, древних гобеленов), раритетных монет и ювелирных украшений и даже скульптур. А перспективы и вовсе фантастические – появятся цифровые изображения целых домов и даже городов.

Менеджеры компаний, занимающихся оцифровкой документов и предметов искусства, затрудняются оценить объем этого рынка. Руководитель проектов департамента систем управления документами «Ланита» Николай Лукин предполагает, что ежегодно профессиональные «сканерщики» зарабатывают несколько миллиардов рублей в год.

Рынок услуг по оцифровке документов начал формироваться еще в 1990-х гг., но тенденция к увеличению спроса на эти услуги наметилась только сейчас, говорит руководитель специальных проектов системного интегратора «Электронный архив» («Элар») Маргарита Назарова. Оцифровки ожидают тонны документов организаций и учреждений, говорит она.

Благодаря технологиям справиться с этой работой можно довольно быстро. Например, в конце 2010 г. Минэкономразвития потребовалось перевести в электронный вид 520 000 архивных дел. За 10 дней они были отобраны, перевезены и рассортированы, а чтобы отсканировать выбранные 33 000 дел (8 млн листов), у «Элара» ушло менее двух недель, рассказывает Назарова.

Электронный документооборот востребован в судах. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа (ФАСМО) с 2006 г. пользуется электронным архивом кассационного производства, рассказывает его представитель. Ежедневно сканируется, распознается, обрабатывается и размещается от 100 до 300 документов, более 50 видеопротоколов судебных заседаний, а всего в архиве около 500 000 документов и 50 000 видеопротоколов, говорит представитель ФАСМО.

Искусство в компьютере

Оцифровке может подлежать не только скучная ведомственная переписка и судебные дела. Российская государственная библиотека (РГБ, или московская Ленинка) и Российская национальная библиотека (РНБ, Санкт-Петербург) заказали перевод в цифровой формат российских изданий классики XIX–XX вв. Проект начат в прошлом году и завершается в 2011 г. РГБ уже перевела в электронный вид более 4000 книг, а РНБ – около 2000 «уникальных первоисточников», рассказывает Назарова из «Элара» (компания участвует и в этом проекте). Чтобы издания не портились, используются специальные книжные сканеры и бесконтактная технология сканирования, а листы переворачиваются воздушным потоком. Получившиеся в результате электронные версии книг включены в фонды РНБ и РГБ наравне с бумажными оригиналами и будут находиться в общем доступе, а посетители РГБ смогут брать ридеры с записанными PDF-книгами.

Другой проект – оцифровка фондов Мемориального музея космонавтики. К 50-летию полета человека в космос музей готовит подарочный каталог с репринтами картин из собрания фонда (работы Алексея Леонова, впервые вышедшего в открытый космос, Владимира Джанибекова, поставившего рекорд пребывания во внеземном пространстве, и др.). Представить все свои коллекции в экспозиции музей не может, поэтому решил показать их массовой аудитории в каталоге, говорит заведующая научно-издательским отделом музея Ирина Мартынова.

Обычно картины фотографируют, но качественный результат получить тяжело: возникают искажения из-за бликов, неправильная цветопередача, рассказывает она. К тому же для фотосъемки картину надо раскантовывать, что чревато повреждениями. Музей предпочел отсканировать полотна и качество оказалось лучше, а стоимость – ниже, чем при фотосъемке, утверждает Мартынова.

Когда речь идет о создании цифровых копий предметов искусства, все чаще используется трехмерное (3D) сканирование, рассказывает Назарова. За 5–7 минут 3D-фотомашина делает более 200 фотографий объекта в разных ракурсах – в результате создается реалистичное трехмерное изображение, которое можно детально рассмотреть, приблизить и удалить, повернуть, увеличить. Отснятый материал можно отредактировать, добавить текстовые или графические аннотации, пометить водяными знаками и т. д. Такая 3D-фотомашина использовалась, например, в Государственном центральном музее современной истории для съемки экспонатов из стекла, керамики, дерева, камня и металла.

Альтернатива 3D-сканиро-ванию – так называемая «360-фотография»: пользователь может сфотографировать объект в определенных ракурсах, отправить фото на сайт в интернете, а специальное ПО превратит их в изображение, которое, вращая, можно рассматривать со всех сторон, рассказывает главный исполнительный директор оказывающей такие услуги компании 3DBin Дмитрий Клименко. Фотографии присылают, как правило, частные пользователи, но многие из них действуют по заказу корпоративных заказчиков – интернет-магазинов и др., говорит он. Изготовление объемного снимка стоит, по его словам, около $1 и многие заказывают их, чтобы затем продать, например, за $20.

Карта в цифре

В 3D-оцифровке нуждаются и объекты недвижимости, убежден заместитель руководителя Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Сергей Сапельников. Без этого возможности учета земель и построек на них ограничены. Получив 3D-изображения зданий, проще станет, например, разрешать споры о недвижимости, объясняет Сапельников. В качестве примера он приводит выход из метро «Маяковская» в здании Концертного зала им. Чайковского. Поделить площадь подземного вестибюля (с которой уплачивается налог на недвижимость) между концертным залом и метрополитеном реально. А вот как разделить между ними объем здания (по сути – подземное пространство), без подробной электронной трехмерной карты понять невозможно.

Пилотная зона 3D-кадастра уже создается в Нижегородской области с участием специалистов из кадастра Нидерландов и Дельфтского университета. Это проект на многие годы, но Россия идет «с хорошим темпом» и есть реальная возможность получить одну из лучших в мире кадастровых систем, говорит Сапельников.

Сейчас на электронной кадастровой карте Росреестра (доступна через интернет) отражено более 49 млн земельных участков. В планах на этот год – публикация космических снимков большей части территории России, цифровой навигационной карты, а также электронных данных об объектах капстроительства и поэтажных планов зданий. А до конца 2012 г. планируется опубликовать электронные «поэтажки» практически всей территории России, или более 100 млн объектов. «Появление электронного документа полностью переворачивает сложившиеся порядки делопроизводства, архивного дела и документооборота. Вместо того чтобы бесконечно переводить бумагу в цифру, надо просто отказаться от бумаги, – рассуждает Сапельников. – Постановку земельного участка на кадастровый учет уже сейчас можно сделать полностью в электронном виде. И заявление, и результат – кадастровый паспорт объекта – уже не будут иметь бумажного варианта». Правда, пока не все организации готовы принимать электронные документы, сетует он.