Вектор


Один из организаторов готовящегося IPO «Евросети» – Альфа-банк нашел необычный риск для деятельности ритейлера. Это возможное сокращение оттока абонентов у сотовых операторов, что грозит «Евросети» падением продаж контрактов и рентабельности. Казалось бы, угроза действительно существует. Ведь, заключая с «Евросетью» дилерские договоры и маркетинговые соглашения, операторы стремятся как раз крепче привязать к себе абонентов. Ритейлер получает тем большую комиссию, чем более качественных (т. е. доходных и долгосрочных) абонентов подключает. Качество было, в частности, обязательным условием МТС, на котором она согласилась возобновить сотрудничество с «Евросетью» прошлой осенью (до этого 1,5 года контракты МТС не продавались в «Евросети»). Тем не менее аналитики Альфа-банка правы: «Евросети» выгодно, чтобы абоненты не оседали в базах операторов слишком подолгу, иначе будут снижаться ее доходы от продаж новых контрактов. А на них – точнее, на операторские комиссии – пришлось (по данным того же Альфа-банка) 16% прошлогодней выручки «Евросети» и 41% валовой прибыли. Впрочем, частично это противоречие разрешимо – ведь одному и тому же абоненту можно продать несколько разных услуг.

«Зарубежнефть», «Башнефть» и «Роснефть» планируют построить новый нефтепровод до Варандейского терминала (владелец – «Лукойл»), сообщило «РИА Новости» со ссылкой на источник в одной из компаний. Стоимость проекта и его параметры пока не определены, говорит он. Все будет зависеть от планов компаний по освоению месторождений региона: Требса и Титова («Башнефть»), Северо-Хоседаюского («Русвьетпетро») и Лабаганского («Роснефть»). Еще один претендент на подключение к трубе – Наульское месторождение. Его владелец определится в течение ближайших недель, после того как Роснедра подведут итоги конкурса, заявку на участие в котором подала только одна компания – «Роснефть». На это месторождение, как и на Требса и Титова, ранее претендовал «Лукойл». Компания не один год готовилась приобрести эти лицензии и строила «под них» инфраструктуру, в том числе и Варандейский терминал. Но получить в собственность крупнейшие месторождения региона «Лукойлу» не удалось. Зато компания сможет выиграть за счет готовой инфраструктуры. Правда, мощностей Варандея (12 млн т в год) может не хватить для всех желающих. Если компании решат строить нефтепровод, «Лукойл» расширит мощности терминала, говорит сотрудник компании, но пока об этом речи не идет.

Противоречивый ритейл

Кошки-мышки

В 2010 г. сеть «М.видео» вернула себе лидерство на российском рынке электроники и бытовой техники, обогнав ближайшего соперника – сеть «Эльдорадо», пишут в отчете аналитики «Ренессанс капитала» со ссылкой на менеджмент «М.видео». За прошедший год выручка «М.видео» увеличилась на 23%, а рынок бытовой техники и электроники вырос на 13%, указывают аналитики, но абсолютных цифр не называют. «М.видео» и «Эльдорадо» – давние соперники. Долгое время бессменным лидером на рынке была сеть «Эльдорадо», но в кризис ее прочные позиции лидера, основанные на агрессивном маркетинге и стратегии жесткого дискаунтера, поколебались. Летом 2009 г. «М.видео», также начавшей активно завлекать покупателей скидками, впервые за 10 лет удалось обойти конкурента. Хотя закрепиться на первой строчке тогда компании не удалось – по итогам 2009 г. «Эльдорадо» вернулось на первое место. И вот новая атака. «М.видео» опять вторгается на территорию «Эльдорадо» – активно рекламируя свои распродажи и «финальные цены». А «Эльдорадо», кстати, в последние годы все больше говорило о лучшем сервисе и прочих услугах – популярной у «М.видео» теме. Видимо, это работает хуже и пришло время придумать что-то такое, чего нет у конкурентов.

Все на Варандей!

Размещаются все

После вынужденного посткризисного простоя российские компании вновь стали стремиться к IPO. Речь идет не просто о заявлениях топ-менеджеров и совладельцев компании о возможности сделать ее публичной. Над процессом размещения уже вовсю работают сами эмитенты, их владельцы и инвестбанкиры. Причем не только компании, потенциальная капитализация которых превышает $1 млрд. За симпатии инвесторов бьются компании стоимостью на порядок меньше. Например, производитель реагентов для лабораторной диагностики «Витал девелопмент корпорейшн». Инвестбанк «Финам» оценил компанию до 2,9 млрд руб., а размещаемый пакет акций – выше 400 млн руб., сообщает Reuters. Производитель туалетной бумаги «Сыктывкар тисью групп» при помощи «Велес капитала» и «Алор инвеста» собирается продать акции на 700 млн руб. Успешное размещение именно таких эмитентов, как и рост их числа, будет более верным признаком восстановления, чем ажиотажный спрос на акции какого-либо из гигантов отечественной индустрии, зачастую с участием государства в капитале.