На воздухе: Рабочий поселок

Служебная машина, годовые бонусы, медицинская страховка и бесплатные обеды не всегда являются достаточной мотивацией для топ-менеджера компании оставаться на одном и том же месте работы.
С. Портер

Наталья Топоркова, менеджер по рекламе «Росинки», говорит, что в настоящее время в поселке проживает около 300 семей. По большей части это сотрудники иностранных компаний: нефтесервисной «Шлюмберже», энергетической «Шеврон», телекоммуникационной «Сони Эриксон», а также «Кока-колы». Работники российских компаний составляют 5% жителей поселка.

– В некоторых регионах (например, в условиях Крайнего севера, на Сахалине), где отсутствуют объекты должного уровня, корпоративные поселки – единственный способ обеспечить уровень проживания и безопасности, достаточный для жизнедеятельности высокопоставленных, квалифицированных сотрудников. Аналогичные поселки могут появляться с целью обеспечения отдыха сотрудников на Черноморском побережье, на Волге. Но отдельный собственник не может по закону быть ограничен в правах, т. е. имеет право продать отдельную квартиру или домовладение любому третьему лицу. Престиж фирмы – владельца поселка позитивно влияет на цены реализации в дальнейшем. Вообще, ценообразование здесь ориентируется уже не только на реалии рынка, но и на планы развития корпорации, организовавшей поселок, на желание ее подрядчиков селиться в непосредственно близости от своих заказчиков. Например, сотрудники Росбанка и «Норникеля» имели особые условия приобретения домовладений в первой фазе поселка «Павлово». Этот шаг не только помог в старте реализации, но и дал возможность топ-менеджменту неплохо заработать. Многие группы пытались проживать совместно, но на практике такой уклад жизни, когда и на работе, и в быту вы имеете дело с одними и теми же людьми, обычно в большей степени зависит от отношений именно деловых. До сих пор сотрудники посольств США и Великобритании живут в «Покровских холмах» рядом с англоамериканской школой. Управляющая компания не имеет возможности регулировать ставки аренды, что негативно сказывается на капитализации проекта. Проживать совместно пытались и «альфовцы», и «Русское золото», и Потанин с Прохоровым. Получалось это с переменным успехом. До момента начала совместной деятельности ТНК и BP их сотрудники вообще не селились в тех поселках, где были представители конкурента, – не пропускала служба безопасности. Есть примеры, когда девелоперская компания, подконтрольная корпорации, вообще старается не иметь дела с головной конторой. Таким образом они страхуются от необходимости и на своем рабочем месте слышать претензии на тему «почему покосился заборчик». Корпоративные поселки нужны, если только так можно достичь требуемого уровня жизни или если это экономически обоснованно (экономит средства проживающих). Например, головная контора позволяет «своим» приобретать по себестоимости. В противном случае ограничений на географию проживания топ-менеджмента обычно не налагается.

Российские корпоративные программы пополнились еще одним видом стимулирования работников – продажей им загородных домов в ипотеку.

Привязать сотрудника

Девелоперская группа «Интегра» весной этого года презентовала новую услугу – продажу домов и участков корпоративным клиентам с пакетом стимулирующих мер для сотрудников. Есть различные варианты участия компаний в программе: и субсидирование ставок по кредитам, и покрытие части расходов, и аренда дачи на льготных условиях, и корпоративные скидки. Действие программы распространяется на поселки «Интегры» («Истландия», «Ясногорье», «Новорижские озера»). «Суть в том, чтобы создать дополнительный барьер для сотрудника при смене работы», – говорит коммерческий директор «Интегры» Евгений Копылов. По его словам, плюс корпоративных программ, связанных с недвижимостью, в том, что эффект всегда долгосрочен. «Например, вам выплачивают бонус, вы его потратили, поработали на позитиве 2–3 месяца, деньги закончились, мотивация заканчивается. Привычные составляющие соцпакетов – медстраховка, компенсация расходов на бензин, связь – также имеют ограниченный эффект: от них несложно отказаться. «Ведомственные» дачи – гораздо более сильный стимул», – считает представитель «Интегры».

В настоящее время в покупке домов для своих сотрудников заинтересованы девелоперские компании, банки, которые ведут строительные проекты, нефте- и газодобывающие корпорации, перечисляет Валерий Лукинов, руководитель офиса продаж «Преображенское» «Инком-недвижимости». «Цель подобных программ – cохранить в штате компании наиболее ценных топ-менеджеров», – считает он.

По словам Копылова, компания работает с 50 клиентами, которые хотят приобрести загородное жилье для своих сотрудников. «Некоторые крупные компании спрашивают участки площадью около 10 га именно под корпоративную застройку с возможностью проводить на территории поселка тренинги», – рассказывает он. Пакет услуг девелопера в данном случае включает разработку мотивационной программы (цель – удержать сотрудников в компании), применение корпоративного стиля при строительстве домов, а также возведение в поселке здания для проведения мероприятий и праздников.

Трехсторонняя выгода

Корпоративная программа кредитования загородного жилья выгодна всем, считает Копылов. Сотрудник получает субсидию при покупке дома, банк – корпоративных клиентов, а застройщик оптом продает участки одному покупателю.

«Набор преференций в рамках корпоративной программы ипотечного кредитования может включать как ценовые (скидка к процентной ставке, скидка по комиссии), так и сервисные преференции (снижение моратория на досрочное погашение кредита, выделенный менеджер) и определяется с учетом масштаба бизнеса компании, ее статуса, объема и опыта комплексного сотрудничества компании с банком», – уточняет вице-президент «ВТБ 24» Георгий Тер-Аристокесянц.

Специальные акции в Райффайзенбанке позволяют снизить ставки по ипотечным кредитам для корпоративных клиентов на 0,25% – до 11,75% в рублях и 9% в долларах, рассказал руководитель дирекции обслуживания физических лиц банка Андрей Степаненко.

Особенное отношение банков к корпоративным программам оправданно: кредитные организации экономят не только время, но и средства на привлечение новых клиентов. «Проверив компанию один раз (способ выплаты зарплаты, финансовое положение и проч.), банк в дальнейшем не тратит время на андеррайтинг (анализ платежеспособности) клиентов, – указывает Евгeния Тaубкинa, гендиректор Независимого бюро ипотечного кредитования. – Кроме того, работа с компаниями – это бесплатный канал привлечения клиентов. Одно дело – вкладывать деньги в рекламу, а другое – обзвонить сотрудников компании силами своих специалистов».

По словам Тер-Аристокесянца, при сотрудничестве с корпорациями банк получает качественных и знакомых заемщиков. «Мы понимаем, насколько стабильна деятельность компании и, соответственно, перспективы стабильности дохода самих заемщиков, меньше расходуем времени и ресурсов на привлечение надежных клиентов», – отмечает он.

Но главным заинтересованным лицом при реализации корпоративных программ строительства загородных домов является девелопер. «Подобные сделки выгодны даже с учетом тех дисконтов, которые мы предоставляем при оптовой продаже. К примеру, реализовав сразу 10 домов, мы привлекаем достаточно серьезные деньги, которые можем пустить на строительство новых и развитие существующих проектов», – подчеркивает Копылов, добавляя, что стоимость домов в поселках компании варьируется от 1,8 млн до 16 млн руб.

Жить на работе

Жизнь сотрудников одной компании в одном загородном поселке не редкость. Дмитрий Цветков, директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty, относит к корпоративным поселкам подавляющее большинство дачных поселений советского времени. «Тогда дачные кооперативы (они же садоводческие товарищества) создавались преимущественно для сотрудников предприятий и организаций. При каждой уважающей себя организации были такие поселки с участками по 6–8 соток и небольшими деревянными домиками», – говорит он.

Эпоха бурного расцвета корпоративных поселков пришлась на 90-е гг. прошлого столетия. «Одним из самых знаменитых проектов этого времени стал поселок «Чигасово» группы «Мост» на Рублевском шоссе», – вспоминает Цветков.

В настоящее время сотрудники многих девелоперских структур «оседают» в собственных проектах, приобретая дома по минимальной стоимости на начальном этапе. Так, многие топ-менеджеры холдинга «Миэль» имеют дома в поселках «Барвиха» и «Барвиха Club», в «Ромашково», а руководящий состав «Инкома» – в «Шервуде».

По словам Евгения Копылова, случается, что топ-менеджеры одной компании объединяются для строительства клубного поселка формата «только для своих». «Мы делали один проект на 15 га в 100 км от МКАД по Новорижскому шоссе для компании, которая обратилась к нам с просьбой обеспечить жильем 50 своих топ-менеджеров. Это не шло как корпоративная программа, просто сотрудники одной фирмы захотели объединиться и построить жилье вместе», – рассказывает он.

Цветков говорит, что на рынке довольно распространен формат корпоративных поселков, рассчитанных на 5–10 домов. «Девелоперская деятельность компании «Сапсан» началась именно со строительства такого небольшого поселка для сотрудников. Проект получился настолько успешным, что они решили выйти в большой бизнес», – добавляет Цветков.

В настоящее время «Сапсан» (поселки «Княжье озеро», «Ла-Манш») продолжает традицию обеспечения сотрудников жильем, однако не привязывает их к ипотеке, а выделяет помещения на время работы в компании. «Тип жилья зависит от статуса сотрудника. Топ-менеджерам выделяются коттеджи, для рядовых сотрудников есть комнаты в общежитии. Кто-то – к примеру, менеджеры по продажам – живут в поселках компании постоянно, бухгалтерам предоставляется жилье только на время сдачи отчетности», – уточняет Ярослава Волотова из пресс-службы «Сапсана».

Арендные поселки

Среди разработанных «Интегрой» предложений для корпоративных клиентов есть также вариант долгосрочной аренды жилья для сотрудника. «Работнику дается возможность выбора. Он, допустим, должен проработать в компании пять лет и по истечении контракта может выкупить эту недвижимость по определенной стоимости», – добавляет Копылов.

Аренда жилья популярна прежде всего у зарубежных корпораций, отправляющих своих сотрудников на работу в Россию. Надежда Волохова, заместитель директора агентства «Усадьба», считает, что у иностранцев сформирована культура проживания в частных домах в пригородах, поэтому многие компании подыскивают для своих сотрудников именно коттеджи. Наиболее известные арендные проекты в Москве – «Сетунь», «Покровские холмы», «Сосновка», «Росинка».

Мотивационные риски

По данным бизнес-тренера Михаила Графского, в настоящее время стандартный материальный мотивационный пакет для топ-менеджеров крупных корпораций включает годовые бонусы, служебный автомобиль и ведомственную квартиру. Нередко сотрудник получает акции компании. «Дополнительной радостью руководителя является, к примеру, более просторный кабинет с хорошим видом, наличие личного помощника или секретаря», – добавляет он.

Алексей Покотилов, руководитель департамента проектов аутсорсинговой компании Clientbridge, скептически относится к такому виду мотивации сотрудника, как корпоративная ипотека. «Мне не нравится этот способ. Под мотивацией я понимаю то, что заставляет человека хотеть работать. Ипотека скорее привязывает к компании, нежели мотивирует. В какой-то момент это может начать и демотивировать», – подчеркивает он. По словам Покотилова, ипотека – удобный инструмент для тех, кто не имеет жилищных проблем и уверен в том, что через 2–3 года сможет расплатиться. «Если таких условий нет – а это касается большинства людей, берущих ипотеку, – то кредит означает кабалу, риски, связанные с тем, что ты потеряешь много денег, даже если продашь жилье», – резюмирует он.

Ко взаимной выгоде

Георгий Тер-Аристокесянц, вице-президент, начальник управления разработки кредитных продуктов и партнерских программ «ВТБ 24»:

– Корпоративная программа ипотечного кредитования является взаимовыгодным инструментом сотрудничества банка и компании. Компания получает возможность расширить социальный пакет для своих сотрудников, поддержать их в таком важнейшем вопросе, как обеспечение жильем, дополнительно мотивировать на эффективную работу в компании. С точки зрения банка, мы получаем качественных заемщиков, меньше расходуем времени и ресурсов на привлечение надежных клиентов за счет использования дополнительных каналов коммуникации с целевым клиентским сегментом.

Совместная жизнь – с переменным успехом

Георгий Дзагуров, гендиректор Penny Lane Realty: