LTE-лицензии не выдаются

Компании, связанные с предпринимателем Евгением Ройтманом, не смогли доказать в суде обоснованность своих притязаний на частоты 2,3–2,4 ГГц, подходящие для строительства сетей мобильной связи четвертого поколения по технологии LTE. Это может ускорить выдачу этих частот «Основе телеком», выступавшей в разбирательстве третьим лицом

Московский арбитражный суд отказал вчера в удовлетворении иска к Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) и Минкомсвязи компаниям «Сатурн», «Модуль» и «Стройресурс», совладельцем которых является Ройтман. Компании просили суд признать незаконным бездействие ГКРЧ и обязать ее рассмотреть их заявки на частоты 2,3–2,4 ГГц (в совокупности – на всю территорию России), поданные в феврале 2008 г. Кроме того, истцы требовали взыскать с ГКРЧ 900 млн руб. 20 апреля 2011 г. они даже добились обеспечительных мер – суд запретил ГКРЧ выдавать частоты в этом диапазоне кому бы то ни было до завершения разбирательства.

Мотивы, по которым суд отказал в иске, пока не известны.

Диапазон 2,3–2,4 ГГц подходит для строительства LTE-сетей, но в распоряжении оператора должна быть полоса шириной как минимум 30 МГц. С учетом данного требования доступного в этом диапазоне ресурса хватает только на одного оператора – и то лишь в 40 регионах: в остальных частоты еще нужно забирать у военных. В 39 из этих 40 регионов конкурсы на лицензии в феврале – марте 2010 г. выиграл «Ростелеком», но частот до сих пор не получил, поскольку не согласовал их использование с военными. Дело в том, что летом 2010 г. министр обороны Анатолий Сердюков попросил президента Дмитрия Медведева выдать частоты для построения LTE-сети компании «Основа телеком», 74,9% которой принадлежит бывшему менеджеру «Газпрома» Виталию Юсуфову, а 25,1% – подконтрольному Минобороны «Воентелекому». В декабре 2010 г. ГКРЧ разрешила «Основе» построить по технологии LTE тестовую сеть конфиденциальной связи в диапазоне 2,3–2,4 ГГц. Если при тестировании выяснится, что конфиденциальная связь мешает коммерческой сети, то результаты конкурсов, выигранных «Ростелекомом», могут быть отменены, не исключал тогда заместитель министра связи Наум Мардер.

«Ростелеком» получил лицензии на конкурсах, которые проводились в соответствии с законодательством, и является их единственным законным обладателем, подчеркивает его представитель. Выступать в качестве третьего лица по иску компаний Ройтмана «Ростелеком» не планировал, так как его права пока не ущемлялись, говорит он. А вот «Основу телеком» суд привлек в качестве третьего лица по ее собственной просьбе. И запрет на выдачу частот 2,3–2,4 ГГц «Основа» сразу же обжаловала, а чуть позже – и Минкомсвязи. Разбирательство по жалобе «Основы» назначено на 20 июня.

Три компании-истца проиграли в суде первой инстанции, его решение еще не вступило в силу и потому не имеет определяющего значения для апелляционного суда, который будет анализировать законность обеспечительной меры, уверен партнер юридической фирмы Herbert Smith Дмитрий Курочкин. Представитель истцов пообещал «Ведомостям», что компании обжалуют вчерашний вердикт.

В Арбитражном суде Москвы рассматривается еще один аналогичный иск связанных с Ройтманом компаний – «Дельталайна» и «Айстрима», которые тоже претендуют на диапазон 2,3–2,4 ГГц. Его по существу суд пока не рассматривал.