Померить все

Музей как другое место и место других: выставка в Граце обнаруживает у мира другие измерения
А.Мокроусов

Чему посвящена выставка «Измерение мира. Гетеротопии и научные пространства в искусстве» в Кунстхаусе Граца, догадаться по названию невозможно. На первый взгляд это собрание самых разных материалов, плакатов с видами коров, муляжей яблок, произрастающих в Штирии, карт фиктивных земель и фотографий музейных залов. Все это показывают к 200-летию универсального музея Йоаннеум. Юбилей музей решил использовать с толком. Он сделал необычный проект, посвященный и вопросу, что такое музей сегодня, и связям искусства с наукой. В итоге они заняты одним и тем же – измерением мира, только делают это из разных перспектив. Искусство – из мистической, очаровывающей иллюзиями и фантазиями.

Внешне все выглядит довольно аккуратно, будь то создающая систему бесконечных отображений система зеркал (Микеланджело Пистолетто разместил ее в огромном кубе) или работа бразильянки Рианы Нойеншвандер, выглядящая как видеопроекция на обычную тарелку чего-то, напоминающего движущееся карпаччо. Постепенно на тарелке собирается современная карта Земли, тут и понимаешь смысл названия – «Дневники Пангеи». Согласно теории Альбера Вегенера нынешние материки образовались после распада 250 млн лет назад праконтинента Пангея. Вик Муниц составляет карту Земли из бывших в употреблении компьютеров, клавиатур и мышек. Очертания всех континентов образуются отбросами бытовой техники, и потому «WWW (World Mape). Картины мусора» скорее угрожает, чем веселит.

А серия снимков мексиканца Габриэля Ороско порождает ностальгию. В 1995 г. он фотографировал мотоцикл «Швальбе» (название переводится как «ласточка») – такой же символ благополучия в ГДР, как и знаменитый «Трабант». Ороско ездил на своем «Швальбе» по Берлину и искал такие же мотоциклы. Когда находил, то парковался рядом, фотографировал пару и ехал искать дальше. Формально 40 снимков являются топографией недавно объединившегося города с точки зрения «Ласточки», неформально – историей о времени, которое исчезает на глазах.

Дитер Рот же множит не мотоциклы, но каталожные ящики. Точнее, в свое время их размножили в Австрийской государственной библиотеке в Вене, откуда списали после окончательной победы электронных каталогов над карточными. Теперь Рот выставил полдюжины библиотечных шкафов как артефакт, напоминание о мире, которого нет.

Особый раздел посвящен картам воображаемых стран. В первую очередь это работы участников флюксус-движения 1960-х гг., от Нам Джун Пайка до Грейсона Перри. А вот знаменитый Ай Вевей сделал деревянную карту Китая, в качестве материала использовав остатки разрушенного буддистского храма эпохи Цин.

Ай Вевей представлен еще одной работой, выглядящей парафразом видеоинсталляции американки Шарон Локхарт. Та засняла в археологическом музее Граца подготовку огромной витрины с орудиями каменного века (их возраст колеблется у отметки в 50 000 лет), найденными в Штирии в 1940–1950-е гг. Рядом с величественной во всех отношениях видеоинсталляцией Ай Вевей соорудил собственную витрину, где уникальные экспонаты выполнены уже из пластика. Так искусство напоминает о своем желании помогать в наведении порядка, раскладывать и систематизировать, фиксировать и наблюдать. Это занятие трудно назвать детской забавой. Но в том, что оно способно вызывать порой детскую радость, сомнений нет.