Скромная госкомпания

«Автодор» учится скромности и снижает запросы: за 10 лет госкомпания потратит меньше, чем планировала за шесть. Объем частного финансирования сокращается на треть

Госкомпания «Автодор» получит новую долгосрочную программу (копия проекта есть у «Ведомостей»). Сейчас документ рассматривает правительство, в ближайшее время он будет утвержден, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Наблюдательный совет «Автодора» одобрил проект новой программы еще в сентябре, следует из пресс-релиза госкомпании. Действующая программа рассчитана на 2010–2015 гг. Новая – до 2019 г.

До 2019 г. компания должна построить свыше 1900 км дорог, 1200 км из них будут платными. В обновленном документе резко сократились объемы финансирования: по действующей программе «Автодор» собирался потратить за шесть лет 1,57 трлн руб., новый план на 10 лет – 1,39 трлн. Деньги будут израсходованы на управление дорогами, организацию строительства и ремонт дорог, обеспечение их объектами придорожного сервиса, научно-исследовательские работы, инновации.

В основном сокращается доля частного капитала. Госсубсидия увеличена на 31 млрд руб. почти до 1 трлн, но эти деньги выделены уже на 10, а не на шесть лет. Сумма, которую компания надеялась получить от концессионеров или одолжить, снижается почти на 150 млрд руб. Для некоторых проектов внебюджетное финансирование вообще не предусмотрено, в других оно резко сокращается: например, объем привлеченных средств в проекте строящейся скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург уменьшается до 94 млрд руб. со 193 млрд.

Средств из внебюджетных источников действительно стало меньше благодаря оптимизации программы, объясняет зампред правления «Автодора» Сергей Кельбах: «Занимая средства, надо всегда помнить, что их надо отдавать». Процесс бюджетных инвестиций растягивается, поэтому занимать бездумно нельзя, а инвесторы есть, резюмирует он.

Доходы «Автодора» за 10 лет должны составить около 90 млрд руб. Компания будет зарабатывать в основном на плате за проезд. Тариф – 1 руб. за 1 км, с 2012 г. предусмотрена индексация по инфляции – тарифная политика «Автодора» учитывает «необходимость адаптационного периода для привыкания пользователей к платным дорогам», говорится в программе.

Собирать деньги с автомобилистов может не только сама госкомпания, но и частный оператор, сотрудничающий с «Автодором» на основе государственно-частного партнерства. Работающий концессионер – Северо-западная концессионная компания – будет самостоятельно взимать плату за проезд по скоростной дороге Москва – Санкт-Петербург. В дальнейшем возможно заключение другого вида концессионных соглашений: все средства оператор передаст «Автодору», а госкомпания оплатит услуги оператора по расценкам, установленным на конкурсе, следует из проекта программы.

Кельбах считает обновленную программу более сбалансированной. Возможности привлечения частных средств были переоценены, полагает партнер ФБК Игорь Николаев: на этапе создания было желание показать, что дороги можно строить не только на государственные деньги, а сейчас структура финансирования начинает меняться. Да и трудно устоять перед искушением, когда есть такой привлекательный источник средств, как имущественный взнос и субсидии государства, резюмирует он.