Производство: Почему в России дорогое производство

Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles Rus

Предприятие принадлежит автомобильным группам в следующих долях: 70% – PSA Peugeot Citroen, 30% – Mitsubishi Motors Corporation. С апреля 2010 г. завод PSMA в Калуге производит Peugeot 308, Citroen С4, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander.

Реплика

Алексей Рахманов. Мне кажется, достаточно большая доля того, что говорил г-н Альтон, – это решения, которые принимает штаб-квартира: например, по содержанию экспатов. Россия к этому не имеет ровным счетом никакого отношения – ровно до тех пор, пока здесь не появятся менеджеры того уровня, которые необходимы, для того чтобы управлять компанией. А с точки зрения эффективности, я считаю, это один из ключевых вопросов, которые стоят, например, перед поставщиками. Теоретически, например, литье в России должно быть на 43% дешевле, чем в Европе, а на практике на 36% дороже. И это, собственно говоря, история, которая для всех для нас поучительна. Если мы не будем заниматься инвестициями в процессы, если не будем это делать тщательно, то, соответственно, России нет места на производственном рынке вообще. Хотя, с другой стороны, я рад сказать, что, например, по тому же самому литью у нас есть очень большая заинтересованность Внешэкономбанка в финансировании проектов по развитию литейных бизнесов. И если мы сейчас это сделаем, поставим правильные задачи, то я считаю, что по крайней мере вот эта часть вторичного передела, которая настолько важна для всех, кто локализуется в России, уже будет весьма эффективна. Я надеюсь, что мы покажем как минимум -20% к европейской цене.

Наш завод Peugeot Citroen Mitsubishi имеет очень маленький опыт работы в России – не такой, как, например, у моих коллег из Volkswagen, но тем не менее мы обнаружили несколько неприятных моментов, связанных со стоимостью производства. Наш текущий анализ и оценка стоимости российского автопроизводства показывают, что она сейчас равняется +5% по сравнению с Западной Европой и Бразилией и приблизительно +15–20% по сравнению с корейским или китайским автопромом.

Какие основные причины такой высокой стоимости производства в России (я говорю об оперативных расходах)? Прежде всего возникают дополнительные затраты, связанные с местными условиями. Например, с холодной погодой, некоторыми требованиями к зданиям, отоплению зданий и затраты на изоляцию помещений и другие эксплуатационные расходы. Также расходы [на строительство] законченных парковочных мест. Экономия на стоимости энергии не так высока потому, что если газ достаточно дешевый, то, с другой стороны, электричество довольно дорогое. Мы думали, что энергетические затраты будут дешевле в России. Из-за низкой конкуренции [в сфере обслуживания] невозможно отвечать международным стандартам. Например, можно сказать про безопасность, про сферу питания, про общетехническую уборку и вывоз мусора. [Поэтому мы выбираем] другие варианты, чем просто аутсорсинг.

Стоимость рабочей силы в России ниже, чем в Европе, но, учитывая [расходы на] перевозку рабочих на место труда, питание, разные ограничения Трудового кодекса, а также расходы на подготовку персонала, в результате мы получаем совершенно другие цифры. И наша компания использует экспатов, что добавляет расходы на их проживание и все другие текущие расходы, связанные с их работой в России. Это все причины высокой стоимости производства. Можно добавить нехватку комплектующих и оборудования, а также сопутствующих товаров типа канцелярских, плюс перевозка и таможенные расходы.

Но Peugeot Citroen Mitsubishi работает над повышением экономической эффективности и конкурентоспособности. [Помимо работ по программе PSA Excellence] мы хотели бы иметь возможность организовать аутсорсинг в России – такой, который бы соответствовал стандартам международной эффективности не только для компонентов автомашин, но и для всех элементов – в частности, постоянных и оперативных работ. И еще наш план заключается в том, чтобы ускорить набор надлежащего количества специалистов, которых не хватает, а сейчас не хватает российских специалистов, техников и квалифицированных рабочих. И мы должны относиться с очень большим вниманием к растущей стоимости рабочей силы: стоимость таких сотрудников для нашей промышленности растет гораздо быстрее, чем для других отраслей. Это проблема, стоящая перед всей автомобильной промышленностью России. Россия присоединяется к ВТО в ближайшее время, и, для того чтобы остаться конкурентоспособной, ей в короткий период времени необходимо достичь высокой эффективности и качества. И мы в Peugeot Citroen Mitsubishi готовы делиться опытом и планами действий, для того чтобы помочь всему российскому автопрому.