Конкуренция на словах

Минтранс начал допускать новые авиакомпании на международные маршруты. Летать в Болгарию скоро смогут не два, а три перевозчика. Но от этого не станет лучше ни авиаторам, ни пассажирам – число рейсов не увеличится

Сейчас в Болгарию летают две российские компании – «Аэрофлот» (Москва – София, 7 рейсов в неделю) и «Сибирь» (Москва – Бургас и Москва – Варна, 14 рейсов в неделю). Поправки предусматривают, что к ним может добавиться третья. Но увеличения количества рейсов в документе не предусмотрено.

Минтранс начал пересматривать авиационные межправительственные соглашения, чтобы на популярных маршрутах работали не менее двух перевозчиков от каждой страны. Первыми переговоры завершены с Болгарией. Проект поправок в соглашение между двумя странами, согласованных авиарегуляторами двух стран, министерство вчера опубликовало на своем сайте.

На очереди ряд других стран. Недавно Минтранс начал собирать с авиакомпаний предложения об изменении межправсоглашений еще с 23 странами, в том числе Турцией, Тунисом, Италией, Чехией, Францией, Сингапуром и ОАЭ, рассказал источник в одном из перевозчиков.

Топ-менеджер крупной авиакомпании, не осуществляющей полеты в Болгарию, назвал проект нового соглашения «форменным издевательством над принципами, провозглашенными Минтрансом». Третий игрок на этом направлении не появится, так как новая компания может получить имеющиеся частоты, только если нынешние назначенные перевозчики откажутся от части рейсов. Гендиректор «Сибири» Владимир Объедков сказал, что его компания отказываться от регулярных рейсов не планирует. То же самое говорит и представитель «Аэрофлота». Представитель Минтранса парирует, что ни одна авиакомпания не изъявляла желания стать назначенной на Болгарии. Поэтому и работа на этот счет не ведется.

На допуске как минимум двух перевозчиков от России на популярных международных маршрутах настаивала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Руководитель департамента транспорта и связи ведомства Дмитрий Рутенберг называет проект соглашения с Болгарией полумерой. Он указывает, что недавно Минтранс и ФАС опросили крупнейшие авиакомпании СНГ. Все респонденты были готовы увеличивать трафик, особенно «Аэрофлот».

Рутенберг добавляет, что за основу надо брать «конкурентные» соглашения России с Германией и США. К примеру, между Германией и Россией летают уже восемь российских перевозчиков в 11 немецких аэропортов. Спрос на авиабилеты с каждым годом растет. ФАС и Минтранс уже разработали проект типового межправительственного соглашения, базирующегося на этих принципах. Например, в нем предусмотрена возможность одностороннего увеличения частот и перевозчиков в зависимости от спроса, отмечает Рутенберг. Но проблема в том, что с этим должны согласиться и другие страны. Он допускает, что та же Болгария отказалась увеличивать количество рейсов. Комментарии минтранса Болгарии вчера получить не удалось. Но топ-менеджер одной из авиакомпаний, участвовавший в переговорах, уверяет, что Минтранс даже не ставил вопрос об увеличении количества рейсов.