Распродажа Exxon


Американская Exxon-Mobil недовольна рентабельностью розничного бизнеса в Европе и планирует продать часть АЗС, пишет французская газета Les Echos. В конце марта компания планирует начать консультации по вопросу продажи сетей АЗС в Германии, Великобритании, Италии и Бельгии, утверждает источник издания в ExxonMobil. В ближайшие недели может быть достигнуто соглашение о продаже 78 из 680 станций во Франции, работающих под брендом Esso, заявил изданию гендиректор Esso France Франсис Дюссе, но деталей не раскрыл.

Потенциальными покупателями активов могут стать российский «Лукойл» и израильская Delek, пишет Les Echos. Представители ExxonMobil и «Лукойла» это не комментируют.

По оценке содиректора «Инвесткафе» Григория Бирга, стоимость 78 французских АЗС может достигнуть $80 млн. Европейская розница переживает не лучшие времена, поэтому скорее всего активы будут продаваться с дисконтом, считает аналитик UBS Константин Черепанов.

Предполагается, что новый собственник АЗС сохранит бренд Esso, а ExxonMobil останется долгосрочным поставщиком топлива на эти заправки, пишет Les Echos. На схожих условиях Exxon продала в ноябре прошлого года швейцарское подразделение – Esso Schweiz GmbH (владелец сети из 170 АЗС, газоперерабатывающего завода в Ванген-Ольтене, а также ТЗК в аэропортах Цюриха и Женевы). Покупатель – SOCAR Energy Switzerland («дочка» азербайджанской госкомпании ГНКАР) обязалась в течение года работать под торговой маркой Esso и сохранить все договорные обязательства.

«Лукойл» – лидер среди российских компаний по числу сбытовых активов за рубежом, отмечает Бирг: сеть компании превышает 6500 АЗС (включая те, что работают по франчайзингу) и охватывает 27 стран. Правда, Франции в их числе пока нет, говорит аналитик. Российской компании было бы логичнее претендовать на активы Exxon в Италии и Бельгии, где у «Лукойла» уже есть собственные АЗС, считает Черепанов.