Все под контролем

В Татарстане с конца марта резко подорожал бензин. Послабление трейдерам дала правительственная рабочая группа по мониторингу цен на моторное топливо – она рекомендует и верхнюю ценовую планку

Вчера управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов в Татарстане сообщило о росте цен на бензин. Больше всего подорожал самый популярный Аи-92 – на 50 коп., максимальная цена теперь составляет 26 руб. за 1 л; Аи-95 – на 30 коп. до максимальных 28,3 руб., А-80 – на 15 коп. до 24,95 руб. До этого 23 марта и 3 апреля управление сообщало, что цены не меняются. Точно такое же подорожание – на 50, 30 и 15 коп. – зафиксировал исследовательский центр «Кортес» за неделю с 30 марта по 6 апреля.

Скачок цен совпал с моментом выдачи новых рекомендаций рабочей группы по мониторингу цен на топливо при правительстве Татарстана, которая, по словам ее руководителя Роберта Гилязиева, «мониторит рынок и рекомендует цены» на бензин. Последние рекомендации были объявлены 3 апреля.

Рабочая группа создана в разгар кризиса в 2008 г., в нее входят представители аппарата президента Татарстана, правительства РТ, крупных игроков топливного рынка – «Татнефти», «Татнефтепродукта» и ТАИФ, Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана (объединяет независимые АЗС). Гилязиев также возглавляет Управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов. Собирается группа «по мере надобности» – обычно несколько раз в месяц, говорит он.

По словам начальника производственно-технического и аналитического отдела управления Гузель Самигуллиной, розничные цены выросли вслед за оптовыми: в апреле стоимость Аи-92 на НПЗ ТАИФ увеличилась с 27 000 до 28 500 руб. за 1 т, Аи-95 – с 30 000 до 30 500 руб., дизельного топлива – с 27 500 до 28 000 руб. Участник рынка вчера сообщил «Интерфаксу», что в ряде регионов Поволжья наблюдается сокращение предложения бензинов. По его мнению, это может быть связано с созданием поставщиками резервов топлива в ожидании дальнейшего роста цен. «В результате рост оптовых цен, например на Аи-92, на уфимских НПЗ за неполные два месяца составил 29%, и они составили почти 30 000 руб. за тонну. Особенно острый дефицит наблюдается на автобензины «Регуляр-92» и «Премиум-95». На биржах в апреле кроме адресных сделок в продаже на НПЗ из автобензинов имеется только «Супер-98» на станции Новоярославская и «Нормаль-80» на станциях Кириши и Богиндинская», – сказал он.

Тем не менее цены на бензин в Татарстане по-прежнему самые низкие в Приволжском федеральном округе, отмечается в материалах управления. По данным управления, на 11 апреля в Татарстане был самый дешевый Аи-80 и Аи-92 (27,7 и 26 руб. за 1 л соответственно), литр Аи-95 дешевле всего (27,9 руб.) оказался в Кирове. Директор по развитию «Кортеса» Павел Строков считает цены на бензин в Татарстане не низкими («по разному можно оценивать»), но по крайней мере «адекватными».

Участники рынка, говоря о рекомендациях рабочей группы, употребляют слово «регулировать». Топ-менеджер крупной татарстанской сети АЗС считает это «нормальным»: «Это такой социальный продукт. Стоит бензину подорожать на 50 коп., и всех это сразу начинает заботить». Но повальной лояльности в республике нет. Весной 2011 г. на заседаниях группы предприниматели предлагали поднять рекомендованные цены на 2,5–3 руб., объясняя, что розница работает в убыток (группа разрешила только на 1–2 руб. в зависимости от марки). Особенно страдают независимые АЗС, в то время как вертикально-интегрированные компании с собственным производством или мощностями по хранению нефтепродуктов могли себе позволить некоторое время поработать в убыток, говорит другой участник рынка. Генеральный директор ЗАО «НИМБ» Ирек Шарафутдинов рассказывал «Ведомостям», что вынужден был продать АЗС, потому что работал в убыток.

Рабочая группа в Татарстане, безусловно, вносит вклад в ограничение роста цен на бензин, однако Татарстан – нефтедобывающий регион, цена на нефтепродукты там должна быть по определению ниже, чем в тех регионах России, где нефти нет, говорит аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова. Она против «популярного в регионах» административного регулирования цен, которое часто оказывает «негативный эффект».

Впрочем, в соседней с Татарстаном нефтедобывающей Башкирии бензин на 1–2 руб. дороже (по материалам Управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов в Татарстане).

В Нижегородской области за ценами на бензин следит управление ФАС, специального органа при областном правительстве нет, сказали «Ведомостям» в УФАС и пресс-службе губернатора. Между тем 6 апреля «Кортес» обнаружил, что цены на Аи-92 в Нижнем Новгороде тоже повысились на 50 коп. до 27 руб. за 1 л. Представитель нижегородского УФАС и пресс-секретарь «Лукойл-Волганефтепродукта» (101 заправка в Нижегородской области) Даниил Смирнов этого не заметили.