«Связной» ускорился

В первом полугодии 2012 г. «Связному» удалось увеличить выручку на 30% – больше, чем годом ранее. Тогда ритейлеру помог контракт на строительство монобрендовой розницы для МТС, а теперь, возможно, соглашение с Tele2

ЗАО «Группа компаний «Связной»

Розничная сеть. Акционер – Svyaznoy N.V. (99,99%), ее владелец – Trellas Enterprises Максима Ноготкова. Финансовые показатели (данные компании, 2011 г.): выручка – 69,7 млрд руб., EBITDA – 5 млрд руб.

Выручка «Связного» в первой половине 2012 г. увеличилась по сравнению с уровнем годичной давности на 30%, рассказала представитель компании Елена Ноготкова. В первом полугодии 2011 г. выручка «Связного» составляла 29,33 млрд руб. – получается, на сей раз компания могла заработать более 38 млрд руб.

Продажи GSM-телефонов – основная статья доходов «Связного» – выросли на 20% до 18,9 млрд руб. Еще 19,8 млрд руб. ритейлер заработал на продаже мобильных компьютеров (эта часть доходов выросла на 146%), навигаторов, аудио-, фото- и видеотехники, CD-дисков и аксессуаров, операторских контрактов, финансовых услуг, платежных карт и т. п., говорит Ноготкова. Ни чистую прибыль, ни показатель EBITDA «Связного» она не называет. Рентабельность по EBITDA сохранилась на уровне годичной давности, знает человек, близкий к «Связному, – тогда она составляла 4,7%.

Президент основного конкурента «Связного», «Евросети», Александр Малис не раскрывает показателей своей компании, но говорит, что ее полугодовая выручка выросла «в несколько раз больше, чем российский рынок». По оценке МТС, рынок продажи телефонов в денежном выражении прибавил за этот период 14%, другой крупный ритейлер оценивает рост в 6,6%. А полугодовая выручка «Евросети» увеличилась примерно теми же темпами, что у «Связного», знает близкий к компании источник.

Первая половина года вообще была удачной для «Евросети»: показатель EBITDA вырос более чем на 60%, говорит Малис. В таком случае выручка «Евросети» могла составить 37,2 млрд руб., EBITDA – 3,4 млрд руб., а рентабельность по EBITDA – примерно 9,1%.

Третий по доходам российский сотовый ритейлер – РТК («дочка» МТС) не раскрывает показателей за первую половину 2012 г. У «М.видео» полугодовая выручка прибавила 27%.

Год назад «Связной» показывал намного более быстрый рост выручки, чем «Евросеть», – 26 и 3,6% соответственно. Малис объяснял это зачислением в доходы конкурента заключительного платежа от МТС по контракту на строительство для оператора монобрендовой розничной сети. Выплата от МТС в выручку входит, подтверждал тогда гендиректор группы «Связной» Денис Людковский, но составляет менее 10% от валовой прибыли ритейлера за полгода, т. е. менее 1 млрд руб. С тех пор «Связной» заключил новый контракт на строительство монобрендовой розницы, на сей раз с Tele2: до конца 2012 г. ритейлер должен построить для Tele2 около 50 салонов, а затем – еще несколько сотен. Правда, схема партнерства иная, чем была с МТС: тогда «Связной» строил салоны и передавал их оператору, получая вознаграждение, теперь же он сам и владеет, и управляет салонами Tele2, за что платит оператору роялти, а тот компенсирует его затраты. В полугодовую выручку «Связного» входят «все типы вознаграждения от Tele2», подтверждает Ноготкова. Правда, крупных выплат со стороны Tele2 пока не было, утверждает источник, близкий к оператору. Представитель самой Tele2 отказался от официальных комментариев.

Гендиректор агентства Telecomdaily Денис Кусков называет три причины продолжающегося роста выручки сотовых ритейлеров. Во-первых, растут продажи телефонов: в 2011 г. их было продано 38 млн, а в этом разойдется уже более 42 млн. Во-вторых, люди все чаще покупают смартфоны – соответственно, растет средняя цена покупки (у «Связного» в январе – июне 2012 г. этот показатель составлял 4569 руб. – плюс 11% к уровню годичной давности). И в-третьих, на рынке остается все меньше мелких сетей, так что спрос перераспределяется между крупными ритейлерами.