Ипотека довела до тюрьмы

В Лондоне арестован бывший руководитель глобального отдела Credit Suisse по торговле структурными кредитными инструментами Карим Серагельдин. Это самый высокопоставленный банкир, которого властям удалось привлечь к ответственности в связи с кризисом 2008 г.

Серагельдину угрожает экстрадиция в США. Еще в феврале прокуратура США предъявила уголовные обвинения трем бывшим трейдерам Credit Suisse, включая 39-летнего уроженца Египта Серагельдина. Тогда же его бывшие подчиненные Дэвид Хиггс и Сальман Сиддики признали себя виновными в манипулировании ценами на ипотечные облигации. Оба сотрудничают с властями.

В феврале прокурор округа Манхэттен Прит Бхарара потребовал от Серагельдина, в тот момент находившегося в Лондоне, вернуться в США. Иначе он обещал начать процедуру экстрадиции. Серагельдин был удивлен этим решением, заявили его адвокаты: на протяжении четырех лет он сотрудничал с властями. У Серагельдина двойное гражданство – США и Великобритании, и в США он решил не возвращаться. Вчера в лондонском суде он заявил, что требование властей США выполнять не собирается, сообщает Reuters.

Адвокат Серагельдина Бен Брэндон утверждает, что арест – это результат плохой коммуникации. По его словам, до ареста его подзащитный вел переговоры с властями США об отмене этого требования. «У Серагельдина нет намерения куда-то бежать», – уверяет Брэндон. Лондонский суд отпустил Серагельдина под залог. Ему запрещено выходить из дома с 11 вечера до 6 утра, и он обязан постоянно носить с собой электронное устройство, сообщающее о его местонахождении. Слушания по делу Серагельдина начнутся 28 ноября.

По данным властей США, с августа 2007 г. по февраль 2008 г. Серагельдин дал указание трейдерам Credit Suisse в Нью-Йорке и Лондоне фальсифицировать стоимость ипотечного портфеля объемом $5,35 млрд, чтобы создать впечатление, что он по-прежнему приносит прибыль. В марте 2008 г. Credit Suisse списал стоимость этих активов на $2,6 млрд, причем $540 млн от этого убытка приходилось на действия Серагельдина, говорится в судебных документах. Тогда же банк уволил всех троих.

Осенью 2007 г. на слова Хиггса о необходимости списать стоимость каких-то облигаций на $15 млн до $20 млн Серагельдин ответил: «Это большие деньги, чувак». Запись этого разговора есть у прокуроров. Серагельдин делал это, чтобы получить бонус по итогам года, утверждают прокуроры. В 2007 г. его вознаграждение составило $7,3 млн. Хиггс и Сиддики тоже получили бонусы.

Хиггс признал, что участвовал в «манипулировании и искусственном завышении» стоимости портфеля. По его словам, он получил инструкции босса, который требовал прятать убытки, чтобы выполнить план по прибыли. Это было необходимо для получения бонусов.

Если Серагельдин будет экстрадирован в США, ему придется отвечать по обвинениям в сговоре, фальсификации документов и мошенничестве. По обвинениям в сговоре максимальное наказание – пять лет тюрьмы, по остальным – до 20 лет, сообщает Bloomberg.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США подала собственный иск, выдвинув обвинения к четырем банкирам, включая Серагельдина, Хиггса и Сиддики.