Черная Лулу с Миссисипи

Iko Freese/ drama-berlin.de

Премьерой фестиваля в Брегенце стала опера современного австрийского композитора Ольги Нойвирт «Американская Лулу». Впервые ее увидели в 2012 году зрители берлинской «Комише опер» в постановке Кирилла Серебренникова (в качестве одного из драматургов тогда выступал Сергей Невский). Перед премьерой разгорелся нешуточный скандал по поводу авторских прав - партитура Берга стала общественным достоянием еще в 2007-м, но один канадский художник пытался (безуспешно) оспорить право на идею, которую осуществила Нойвирт. Та переработала и по новой инструментовала оба акта «Лулу» Альбана Берга - для джазового ансамбля. Изменено и либретто. К нему Нойвирт добавила уже ею созданный третий акт.

В Брегенце «Американскую Лулу» ставил с оркестром Шотландской оперы (дирижер Джерри Корнелиус) Джон Фулджеймс. Сцена ему досталась маленькая, буквально пятачок перед оркестром в репетиционном зале Брегенцского фестиваля. Но Фулджеймс развернулся вовсю, удачно используя вместо декораций фотопроекции. Позади виден оркестр, где между музыкантами перемещаются певцы.

Нойвирт перенесла действие в послевоенную Америку. Движение за гражданские права 60-х - фон истории. Из Нового Орлеана 50-х в Нью-Йорк 70-х - такой путь совершает Лулу (яркая в музыкальном отношении работа Энджел Блю). В итоге чернокожая Лулу (как и еще пара героев, она поменяла расу) становится дорогой проституткой, многие из ее богатых клиентов зависят от ее связей и знакомств. По ходу дела происходит масса смертей и убийств, на поклоны исполнители выходят в окровавленных рубашках. Среди них пара новых персонажей, которых не было у Берга, - например, поющая блюз Элеонора (Джеки Денуорт) заменила графиню Гешвиц. Аплодисментов много: идущая час сорок опера смотрится и слушается легко. В третьем акте слышен регтайм, в оркестре - электрогитара, cаксофон и даже особый паровой орган, который раньше, говорят, был широко распространен на Миссисипи.

Нойвирт известна своим пристрастием к качественным первоисточникам. Одна из ее опер написана на либретто Эльфриды Елинек, другая - по мотивам фильма Дэвида Линча «Шоссе в никуда». Классики кино и литературы дополнились теперь классикой музыки. Постигнет ли «Американскую Лулу» та же слава, что и оригинал Берга, станет понятно не скоро. Пока лишь известно, что оперу Нойвирт в будущем году ожидает третья постановка - на этот раз в Театре An der Wien.