Менеджмент спасения

Термина «менеджмент циркулирующих продуктов» нет пока в учебниках по экономике. Его изобрела британская яхтсменка Эллен Макартур. Она верит, что новая система управления производством спасет мир от истощения природных ресурсов
MYCHELE DANIAU/ AFP

Известность к Эллен Мак­ар­тур пришла в феврале 2005 г., когда она в одиночку совершила кругосветное плавание и стала человеком, который быстрее всех обогнул по морю земной шар. Теперь британская яхтсменка занимается другим вопросом мировой важности. Она озабочена истощением природных ресурсов земли и предлагает новую бизнес-модель под названием «менеджмент циркулирующих продуктов» (circular management). Ее идеи уже начали завоевывать популярность у крупнейших корпораций мира.

Миллиарды на помойке. $68

млрд - столько стоит ткань одежды, ежегодно выбрасываемой людьми во всем мире на помойку, выяснили исследователи McKinsey

Опыт кругосветки

Эллен Макартур, яхтсменка. «К кругосветному плаванию сложно подготовиться. Но когда пересекаешь линию старта, то все, что у тебя есть, - это то, что ты взял с собой. Зачастую ты находишься за 2500 миль (4023 км) от земли. У тебя появляется потрясающее понимание того, где границы твоих запасов и возможностей. Можно пользоваться только тем, что есть. А если что-то сломалось, единственный выход - починить и вновь использовать».

Починить и использовать

Что же это такое - менеджмент циркулирующих продуктов? Может быть, это новый вариант бережливого производства? Нет, решительно возражает Макартур. «Если вы сконцентрируетесь на эффективности, то не поменяете систему», - объясняет она.

Сегодняшнее производство можно назвать линейным. Люди добывают природные ресурсы, перерабатывают их и выпускают готовую продукцию. А потом выбрасывают эти продукты на свалку, говорит Макартур: «Чтобы этого не происходило, нам надо создать циркуляцию продуктов в мировом масштабе».

Менеджмент циркулирующих продуктов переворачивает традиционную бизнес-модель с ног на голову. Например, вместо того чтобы покупать стиральную машину, которая потом закончит свои дни на свалке, потребитель арендует ее у завода-производителя и платит за каждую стирку. Когда машина сломается, производитель может ее заменить на новую, а старую машину починить и вновь сдать в аренду.

Дотошный дилетант

Макартур решила, что совершит кругосветное путешествие, когда ей было четыре года. Она не представляла, как это сделать, но сделала. Экономика тоже была для спортсменки абсолютно непонятным предметом. «Я его даже в школе не учила», - улыбается она. Поэтому Макартур обратилась за помощью к экспертам. И они прочли ей курс лекций о том, как работает мировая экономика. «Сначала я изучила проблемы энергетики. Потом проблемы поставки сырья. Я поняла, что природные ресурсы все дорожают и дорожают», - рассказывает Эллен.

Макартур решила создать проект по экономии природных ресурсов и изменению системы производства. Первые полтора года она финансировала проект из личных сбережений. А в сентябре 2010 г. к ней присоединилось целых пять партнеров - компании B&Q, BT, Cisco, National Grid и Renault. Эти компании объединились, чтобы создать движение за экономику циркулирующих, переработанных продуктов. Его возглавляет фонд Эллен Макартур.

Активисты движения заказали исследование компании McKinsey, которое наглядно показало бы, какие экономические потери несут компании в современном мире одноразового потребления. «Следующий этап - это глобальное объединение бизнеса для участия в нашем проекте. Нам нужны крупные корпорации, небольшие инновационные компании и региональные правительства», - говорит Макартур. Среди недавно появившихся последователей - компания по производству пива SABMiller и правительство Шотландии.

Учиться экономии

В числе последователей теории Макартур - автомобильный гигант Renault. На заводе Choisy-le-Roi в пригороде Парижа компания чинит и вновь выпускает с конвейера бензонасосы, коробки передач и турбокомпрессоры. Обновленные запчасти стоят меньше, чем новые, но у них та же гарантия качества, что и у других продуктов Renault. Ремонт и перевыпуск обновленных запчастей требует на 80% меньше энергии, на 88% меньше воды и на 92% меньше химикатов, чем производство новых продуктов. А Renault вдобавок получает дополнительную прибыль.

Однако Макартур считает, что последователей движения надо готовить и обучать со школьной скамьи. Она устраивает тренинги для школьников. Для управленцев ее фонд создал летние корпоративные школы и полуторамесячную онлайн-программу для топ-менеджеров совместно со школой менеджмента Университета Брэдфорда в Великобритании. Фонд и школа менеджмента разрабатывают сейчас специальную MBA-программу, где традиционным предметам типа финансов, маркетинга и стратегии будут обучать в свете новой экономической модели, основанной на циркуляции и переработке продуктов. Программа будет запущена в январе следующего года.