Налог против ожирения

Мексиканцам - вторым в мире потребителям сладких газированных напитков на душу населения - скоро, возможно, придется платить специальный налог. Так правительство страны собирается бороться с ожирением и диабетом

Президент Мексики Энрике Пенья Ньето предложил обложить налогом производство сладкой газировки и других напитков, в производстве которых используется сахар. Предполагается, что за каждый литр подслащенного напитка придется заплатить 1 песо (8 центов) - эта сумма добавится к цене напитка. Налог будет распространяться и на сырье для производства напитков - концентраты, порошки, сиропы, эссенции и ароматизаторы, исходя из объема произведенного из них напитка. По подсчетам правительства Мексики, новый налог принесет бюджету чуть более $900 млн в год. К середине ноября парламент Мексики должен, как ожидается без существенных изменений, утвердить предложение по налогу на безалкогольные напитки вместе с другими налоговыми новеллами, указывает Financial Times.

Налог предлагается в качестве меры по борьбе с ожирением и сахарным диабетом. Семеро из 10 мексиканцев страдают ожирением, а около 15% населения старше 20 лет больны сахарным диабетом второго типа. Если инициатива президента пройдет, Мексика может присоединиться к Франции и Венгрии, где за газированную воду потребители уже платят государству дополнительные налоги.

По данным Euromonitor International, Мексика - вторая страна в мире по потреблению сладкой газировки на душу населения после США, а также один из главных рынков для Coca-Cola Co и PepsiCo Int. Кроме того, в этой стране очень популярны сладкие фруктовые напитки и соки.

Производители напитков осторожны в оценках возможного влияния налога. «Чтобы изменения были эффективными, мы должны быть уверены, что люди осознают, что необходимо подсчитывать все калории независимо от их источника, в том числе и в наших напитках», - сообщил менеджмент мексиканского офиса Coca-Cola.

Внимание мексиканской общественности к сахаросодержащим напиткам привлекла кампания по информированию населения, инициированная Bloomberg Philanthropies, головной компанией благотворительных проектов мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. В прошлом году Блумберг пытался ввести 20%-ный налог на сладкую газировку в Нью-Йорке и ограничить продажу таких напитков порциями больше 475 мл. Сторонник здорового образа жизни Блумберг таким способом намеревался бороться с ожирением горожан, уносящим, по его подсчетам, 5000 жизней в год. Инициативу одобрило городское управление здравоохранения. Но Верховный суд штата Нью-Йорк признал запрет незаконным - и он в силу не вступил. Против запрета на газировку в больших емкостях выступали, в частности, Ассоциация производителей напитков и представители 52 кинотеатров Нью-Йорка. В июле 2013 г. решение суда подтвердил Апелляционный суд штата Нью-Йорк.

Председатель совета директоров Coca-Cola Мухтар Кент тогда заявлял, что его компания не несет всю ответственность за «эпидемию ожирения» в США. Ожирение Кент назвал «сложной проблемой общества, бороться с которой все должны вместе». Coca-Cola в сотрудничестве с другими компаниями, гражданским обществом и правительствами разрабатывает к 2015 г. программы по продвижению активного образа жизни во всех странах, где она торгует, заявил он на страницах The Wall Street Journal.

Впрочем, потребление сладких газированных напитков в США и без дополнительных ограничений снижается уже восемь лет. В прошлом году розничные (без учета HoReCa и торговых автоматов) продажи снизились на 0,6% до $28,7 млрд, или на 1,8% в натуральном выражении, подсчитала SymphonyIRI Group.