Вещь недели: Терминал Qiwi


Сам факт существования компании Qiwi - доказательство, что все нужно делать вовремя. Идея скрестить терминал - металлическую стойку с экраном и систему онлайн-платежей за разнообразные услуги - реализовалась в нужное время и в нужном месте. Банковские карточки и нынче-то в России не особенно в ходу (Москва не в счет), а лет 10 назад - тем более: мало кто был готов расплачиваться ими за такие обыденные вещи, как, например, мобильная связь. Особенно расплачиваться в интернете. В те времена в ходу были, если кто помнит, скретч-карты: ввел номер такой карты - и счет пополнился. Но эти карты продавались в киосках, которые вечером закрывались. А терминалы, ставшие возникать на улицах в середине 2000-х гг., работали круглосуточно. Оставалось разработать вандалоустойчивый терминал и надежный процессинг.

Много позже, когда Qiwi уже выросла и задумалась о выходе в другие страны, оказалось, что такой бизнес мало где есть. На самых платежеспособных рынках - в Европе и Северной Америке люди за все платят банковскими карточками, а в Азии или Африке тратят на связь так мало, что расходы на терминал трудно окупить. Правда, в нескольких странах спрос на терминалы все-таки обнаружился - под брендом Qiwi работают сети онлайн-платежей в ряде государств СНГ, Румынии, Бразилии, Иордании.

Возможно, со временем эти страны (и наша тоже) вслед за Западом привыкнут за все платить карточками - и тогда век терминалов закончится. Уже сейчас доходы Qiwi от терминалов растут в разы медленнее, чем от электронного «Qiwi кошелька», в который можно войти с любого устройства, подключенного к интернету. Разница в динамике роста неудивительна: переводить деньги из электронного кошелька можно без комиссии, а терминалы оставляют себе целых 9%. Но инвесторам хватает и «Qiwi кошелька», чтобы скупать акции компании: во II квартале 2013 г. доходы Qiwi от обслуживания электронных кошельков даже без учета корректировок выросли на 125% к уровню годичной давности (а с корректировками - на 185%). В результате акции Qiwi, размещенные на NASDAQ только в начале мая 2013 г., вот уже почти месяц стоят вдвое больше, чем при IPO ($34 и $17 соответственно), так что на этой неделе акционеры компании даже пообещали разместить на бирже дополнительный пакет акций - до 15,7% в довесок к уже размещенным 26%.

А ведь Qiwi - далеко не единственная процессинговая компания в России, установившая партнерство с владельцами терминалов. Почти одновременно с ней стартовали и «Киберплат», и «Элекснет», и еще ряд сетей. Но к выходу на биржу первой оказалась готова именно Qiwi. Опять же, все нужно делать вовремя.