Амнистия для разгрузки


Члены президентского совета по правам человека (СПЧ) на закрытом заседании в пятницу одобрили концепцию амнистии к 20-летию Конституции (отмечается 12 декабря), которую они готовили по поручению президента. Подходы к концепции разрабатывали комиссии СПЧ по реформе пенитенциарной системы (возглавляет Андрей Бабушкин) и по гражданскому участию в правовой реформе (возглавляет судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова). Конкретные предложения по амнистии совет подготовит к установленному президентом сроку - 15 октября, но накануне обе комиссии еще раз обсудят юридические формулировки.

Конкретные статьи Уголовного кодекса в одобренном СПЧ документе не называются. До передачи президенту предложений можно говорить только об общих направлениях, пояснил Бабушкин: СПЧ предлагает провести амнистию широкую и всеобщую, которая затронула бы все категории тюремного населения и привела бы к его сокращению. Речь идет не только об освобождении осужденных и прекращении дел, но и об уменьшении сроков наказания. В основе идеи - освобождение осужденных за ненасильственные преступления, если их совершение не повлекло необратимых последствий: смерти, инвалидности, превращения человека в наркомана, перечисляет Бабушкин.

Не исключено, что составы преступлений, которые были исключены из итогового варианта недавней экономической амнистии, могут войти в предложения по новой амнистии, сказала Морщакова. Ее было сложно реализовать так, как планировалось, считает Бабушкин, в частности, из-за того, что условием освобождения было возмещение ущерба.

Амнистия не предполагает указания конкретных резонансных дел, на фигурантов которых она может распространиться. «Нельзя политизировать хорошее дело, если мы хотим достичь положительного результата», - полагает член СПЧ Кирилл Кабанов. Но если говорить о необратимых последствиях, то не похоже, чтобы они наступили, например, в результате действий фигурантов «болотного дела», считает Бабушкин.

По словам Кабанова, амнистия будет не только актом гуманизма, она также позволит существенно разгрузить тюрьмы и провести давно запланированную реформу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Необходимо амнистировать примерно 20% тюремного населения, иначе цели и задачи амнистии не будут достигнуты, считает Кабанов. Сейчас, по данным ФСИН, в местах лишения свободы находится около 700 000 человек.

Нельзя, говоря о масштабе амнистии, называть конкретные цифры, считает Морщакова: действие амнистии, какой ее видят в СПЧ, будет растянуто во времени, к разным категориям амнистируемых она будет применена по-разному. Решение в любом случае остается за президентом, напоминает она.

Бездумная массовая амнистия может спровоцировать рост преступности, предупреждает сотрудник центрального аппарата МВД: далеко не все воры осуждены за кражу курицы, не все впервые осужденные мошенники - невинные бухгалтеры, сидящие вместо своих хозяев.