Производство: «Мы нацелены на инновационное развитие»


Всякий раз, когда мы говорим о развитии различных отраслей промышленности, говорим о проектах сотрудничества, мы безо всякой иронии, абсолютно серьезно считаем, что как только иностранные инвесторы приняли решение входить на территорию Российской Федерации, то мы их по праву считаем российскими компаниями с точки зрения их вклада в промышленную политику.

Министерство промышленности и торговли отвечает практически за все отрасли промышленности, кроме производства продуктов питания, строительных материалов, космоса, нефти и газа. Поэтому мы в связи с этим имеем 14 промышленных стратегий, которые были положены в развитие отраслей промышленности. Но при этом каждая из этих стратегий имеет в своей основе несколько фундаментальных пунктов. Первое: мы действительно нацелены на инновационное развитие отраслей. К несчастью, достаточно долго большинство российских отраслей промышленности оказались недоинвестированными. И, собственно говоря, то, что сейчас происходит здесь, в Калуге, говорит о том, каким образом может развиваться автопром, если он вырывается за рамки традиционных [представлений]. Здесь, конечно же, есть масса вопросов, которые нам нужно решать с точки зрения рынков сбыта. Китай в этом смысле был удачлив, имея такой огромный рынок сбыта, развитие большинства отраслей промышленности в расчете на внутренний спрос, конечно же, облегчает задачу развития производственных компаний, производственных переделов. В Российской Федерации у нас, к сожалению, нет по большинству отраслей промышленности таких критических объемов, поэтому нам приходится комбинировать и внутреннее развитие предприятий, и предприятия, которые базируются на принципах сотрудничества.

Еще одна тема - это обновление производственных фондов. Здесь нам необходимы инвестиции и в машиностроительные переделы, и в инжиниринг, и во все то, что касается сохранения развития ключевых компетенций в основных отраслях промышленности, а не просто сборочные проекты. Конечно же, мы понимаем, что для входа в любые серьезные масштабные проекты приходится начинать с малорискованных форматов сотрудничества, но при этом всякий раз, когда мы говорим о развитии отраслей, нам, конечно же, хочется понимать, что каждый проект сотрудничества оставляет какой-то маленький элемент, который позволяет ключевые компетенции наращивать и впоследствии иметь возможность самостоятельно развивать такого рода отрасли и бизнес. И в этом смысле у нас есть достаточно стройная политика в части автомобилестроения, в которой мы действительно говорим всегда о повышенном уровне локализации, о передаче технологий, о развитии компетенции, ну и, конечно же, наверное, это само собой разумеется, мы говорим о том, что все должны играть по правилам. Тем более что Россия, вступив в ВТО в прошлом году, обязана строго придерживаться тех принципов, которые заложены с точки зрения вопросов субсидирования, с точки зрения поддержки различных отраслей промышленности. Для нас любой инвестор, приходящий с проектами, которые нам помогают реализовывать промышленную политику в каждой конкретной отрасли, одинаково ценен (хотя нас иногда в этом упрекают, что мы имеем какие-то особые предубеждения в отношении каких-то инвестиционных проектов). Смею вас заверить в том, что любые серьезные инвестиционные проекты, которые нацелены на развитие инноваций, увеличение промышленного потенциала, развитие кадров и возможность сохранения развития компетенции в стране, нами будут приветствоваться.