Досрочная свобода - только за деньги

Возмещение причиненного вреда станет обязательным условием УДО, решили депутаты. Это может закрыть путь на волю для осужденных бизнесменов

Госдума приняла во втором чтении поправки к Уголовному кодексу, которые делают компенсацию причиненного преступлением вреда обязательным условием условно-досрочного освобождения (УДО). Законопроект внесен в Госдуму депутатом Ириной Яровой, и первоначально речь в нем шла о защите детей, пострадавших от педофилов. Также законопроект предусматривал расширение процессуальных прав потерпевших и отмену условного наказания в случае, если осужденный уклоняется от возмещения вреда в размере, определенном решением суда. Уклонением автор законопроекта предлагала считать «невозмещение такого вреда по неуважительным причинам».

Проект уже был принят во втором чтении, но перед третьим Яровая внесла в него поправки, в соответствии с которыми возмещение вреда должно стать обязательным условием УДО. Аналогичные предложения поступили и от правительства. Чтобы принять их, депутатам пришлось возвращать документ во второе чтение. Зачем нужны такие нововведения, депутат объяснять не стала.

Поправки предназначены для «авторитетных» заключенных, которые принципиально отказываются работать в местах лишения свободы и, соответственно, не возмещают ущерб, причиненный преступлениями, пояснил «Ведомостям» человек в аппарате комитета по безопасности. Законопроект учитывает невозможность возмещения вреда в условиях колонии: сказано, что вред должен быть возмещен полностью или частично, но человек должен доказать суду, что пытался это сделать, хотя бы встать в очередь на получение работы, говорит собеседник «Ведомостей».

За последние два года это уже третья попытка протащить через Госдуму законопроект о «платном» УДО, возмущается председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева. С такой инициативой уже выступали и правительство, и депутат Яровая, но экспертное сообщество подвергло его резкой критике. Теперь нововведения замаскировали под технические поправки. Их принятие приведет к тому, что людей заставят фактически выкупать свою свободу, опасается Яковлева. Это относится прежде всего к осужденным за преступления в сфере экономики. Закон не дает четкого определения «вреда», а суды каждый раз толкуют его по-разному. Применительно к предприниимателям велика вероятность, что вред будет трактоваться как нанесенный преступлением ущерб, который часто не имеет никакого отношения к действительности, так как суды привыкли считать его от общей суммы сделки, полагает эксперт. Получится дискриминация: те, кто совершал насильственные преступления, смогут легко освободиться по УДО (суммы компенсации им суды обычно назначают копеечные), а предприниматели будут сидеть.

Член комитета по законодательству единоросс Рафаэль Марданшин отмечает, что нововведение лишит заключенных мотивации вести себя хорошо в местах лишения свободы, ведь основным критерием исправления станет возмещение вреда. Кроме того, предусмотренная законопроектом возможность возмещать вред полностью или частично открывает простор для коррупции, так как оставляет размер компенсации на усмотрение суда.