Снимите это немедленно

Женщины чаще мужчин сопротивляются жестким правилам дресс-кода. Но построить карьеру в корпоративном мире любительницам откровенных нарядов, спортивного стиля, джинсов и ярких аксессуаров будет сложнее
Reuters

Сексапильности в бизнесе нет места, убеждена Татьяна Андреева, HR-директор Volvo Car Russia. Исключение - владелицы собственных компаний, «акулы», которые таким образом добиваются преференций для своей компании. Делать успешную карьеру в корпорации можно и без всех этих «женских уловок».

На мои умственные способности длина юбки никакого влияния не оказывает», - безапелляционна Екатерина Абрамова, маркетолог крупной FMCG-компании. Вчера она пришла на работу в запрещенных джинсах и весь день старалась не попадаться на глаза директору департамента. Выслушивать его замечания за нарушение делового стиля, принятого в компании, и неподобающий внешний вид Абрамовой приходилось уже не раз. На переговорах, встречах с клиентами и общих собраниях Абрамова дресс-кода не нарушает, но ежедневно «одеваться как монахиня» не желает тоже.

«Последний раз предупреждение мне вынесли за вырез на платье. Декольте не было глубоким, а само платье было строгим и не коротким, но директор все равно посчитал его излишне откровенным, - возмущается Абрамова. - Просто моя грудь даже при небольшом вырезе смотрится секси, а строгие блузы, соответствующие корпоративным нормам, расстегиваются в самый неподходящий момент».

Не привлекать внимания

Собеседование с одной из претенденток на позицию секретаря Сергей Громак, гендиректор УК «Элади», до сих пор вспоминает с неловкостью. Закрыть вакансию нужно было срочно, поэтому встретиться с кандидаткой он согласился в выходной. С поста охраны позвонили и смущенным голосом сообщили о посетителе. Причину смущения охранников Громак понял, как только увидел девушку. Она была одета в полупрозрачную блузку, ультракороткую юбку и сапоги-ботфорты. И еще ярко накрашена. «Я с ужасом представил, что скажут наши посетители, увидев в приемной это чудо, и постарался побыстрее свернуть собеседование», - вспоминает Громак. «Когда после собеседования провожал претендентку из офиса, поймал на себе завистливые взгляды охранников. И невольно покраснел. Со стороны все это выглядело весьма двусмысленно. Надеюсь, они все-таки поверили моим объяснениям, что это было собеседование», - смеется Громак.

«Излишняя сексуальность, расхлябанность, использование кэжуал и тем более спортивной одежды - все это определенным образом характеризует человека. Существует униформа топ-менеджера, диктующая определенные рамки, которых руководитель должен придерживаться. Неопрятность или неумение соответствовать ситуации редко бывают случайными, - суров президент ГК «Корпорация «Газэнергострой» Сергей Чернин. - Это, конечно, не обязательно свидетельствует о недостатке профессиональных качеств. Но, как минимум, обращает на себя внимание».

Заставят переодеться

Мужчины обычно воспринимают замечания о нарушении дресс-кода как новую вводную и (обычно со второго-третьего раза) ее придерживаются. Женщины это расценивают как посягательство на их индивидуальность, поэтому требуется терпение, чтобы донести до них истинный смысл требований дресс-кода, считает Елена Шевченко, старший бренд-менеджер департамента маркетинга и рекламы ГК «Автоспеццентр». Несколько раз для решения проблемы ей приходилось прибегать и к административным ресурсам. Самые распространенные причины замечаний, поясняет Шевченко, это слишком прозрачная блуза, глубокое декольте, вызывающие аксессуары, «клубная» обувь, неухоженные волосы и руки и, конечно же, «унылое» лицо.

Грань между элегантностью и сексапильностью или даже вульгарностью весьма ощутима, поясняет Андреева. Есть одежда обтягивающая, а есть - по фигуре, которая хорошо сидит и очень идет. Прозрачной одежде, глубоким декольте, коротким юбкам и тому подобному в офисе нет места. Тем, кто таких граней не чувствует, часто отказывают еще на этапе трудоустройства, говорит Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити». Но за последние несколько лет границы дресс-кода значительно расширились, считает Самохина, и теперь вместо банального и скучного «белый верх, черный низ» вполне можно пофантазировать на тему Smart и Business Casual.

Правда, есть и другая точка зрения.

Устали от нормы

У Елены Селивановой, вице-президента «Мечела» по кадровой и социальной политике, есть мечта - перестать ходить на каблуках и в деловой одежде. Но мечту удается осуществить только частично по пятницам, когда Селиванова приходит в офис в джинсах. «По-моему, если человек не умеет одеваться соответственно работе, то он не понимает, как выстраивать приоритеты», - говорит Селиванова. Она признается, что в офисе ей время от времени приходится вести неприятные беседы с сотрудницами, которые пришли в слишком короткой юбке или прозрачной кофточке. Увольнять за такие провинности ей не случалось, так как после нескольких бесед девушки внемлют голосу разума и переодеваются. Но в карьерном отношении такая сотрудница уже начинает вызывать подозрение - вряд ли ее станут быстро продвигать.

В российском бизнесе вообще обращают внимание на то, как человек выглядит: какой у него костюм, какая прическа и макияж, считает Мария Колдубаева, гендиректор компании «Веб консалтантс». Для себя она выбрала стиль, который, с одной стороны, считает достаточно строгим и деловым, с другой - выражающим ее индивидуальность. Колдубаева носит юбки ниже колена, красивые, но не вычурные пиджаки, сапоги или туфли в зависимости от погоды и не слишком броские украшения. «Женщина должна оставаться на работе женщиной. Но надо одеваться сообразно своей должности и положению», - говорит она.

«Мы уже показали, на что способны в работе, и теперь можем позволить себе немного больше, чем 10 лет назад», - говорит с вызовом Марала Чарыева, которая в разные годы возглавляла крупные российские компании (была гендиректором ресторанной компании «Росинтер» и генеральным менеджером «Формула кино менеджмент»). Чарыева считает, что к внешнему виду женщин на работе и так предъявляют куда более строгие требования, чем к внешнему виду мужчин. Женщина не имеет права на пивное брюшко, неряшливый костюм или лохматую прическу. Зато она может компенсировать это тем, что создает свой неповторимый стиль. «В последнее время женщины, работающие в бизнесе, стали уставать от образа серой мыши в строгом костюме», - замечает она. Сама Чарыева уже много лет носит на работу яркие, необычные украшения, красит отдельные пряди волос в голубой и розовый цвет и одевается в яркую, подчеркивающую ее индивидуальный стиль одежду. «На мой взгляд, в пятницу не зазорно прийти и в драных джинсах, бантиках или рюшечках. Просто надо знать меру и понимать, в какой отрасли ты работаешь, с какими партнерами встречаешься», - говорит она. Лишь однажды Чарыева почувствовала себя не в своей тарелке из-за того, как была одета. В тот день она собиралась в аэропорт и поэтому надела камуфляжные брюки и майку. Неожиданно ей пришлось ехать на официальный круглый стол с участием высокопоставленных лиц. Возможности переодеться у нее не было. «Я зашла в зал и увидела, что люди сидят в строгих черных костюмах. Я прокралась в тот уголок, где сидела пресса, чтобы все думали, что я журналист», - вспоминает с улыбкой Чарыева.