От редакции: Резиновый закон

М.Стулов/ Ведомости

Принятый в третьем чтении закон о «резиновых квартирах» призван решить сразу несколько разных задач, но в условиях недоверия граждан государство рискует не решить ни одной.

Речь в законе идет об ужесточении ответственности за фиктивную регистрацию, основная продекларированная цель - борьба с «резиновыми квартирами» и усовершенствование системы контроля за ситуацией с арендой жилья.

Критики закона говорят о том, что он представляет собой возрождение советского института прописки, напоминают о неконституционности ограничения прав граждан на свободу передвижения, расширении возможностей для злоупотреблений со стороны миграционной службы и полиции.

Закон касается двух реально существующих проблем, механизмы решения которых по-прежнему неясны. Это, во-первых, ситуация с незаконной миграцией, а во-вторых, выведение из тени огромного рынка аренды жилья. По данным столичного департамента экономической политики, в Москве сдается 400 000-500 000 квартир, при этом в 2012 г. налоги заплатили меньше четверти арендодателей. В результате столичный бюджет недополучает примерно 5 млрд руб. в год.

По мнению экспертов, увеличение штрафов и введение уголовной ответственности без усилий по изменению трудового законодательства, касающегося мигрантов, лишь сыграет на руку сотрудникам миграционной службы и полиции. Без стимулирования работодателей легализовать нанимаемых мигрантов и упрощения соответствующих процедур «резиновые квартиры» сменятся новой формой общежитий, но не приведут к изменению ситуации с мигрантами.

Что же касается выведения из серой сферы рынка аренды жилья, репрессии также не лучший инструмент, чтобы заставить арендодателей платить. Схем ухода множество - уже сейчас многие заключают с арендаторами договор безвозмездного пользования. Решение должно предполагать целый комплекс мер, причем сразу в нескольких сферах - снижение налогов, упрощение бюрократических процедур, регламентация риэлторской деятельности.

Даже несмотря на популярность мер по борьбе с нелегальной миграцией, законопроект не вызвал сочувствия среди россиян. По данным мартовского опроса SuperJob.ru, поддержали законопроект только 20% опрошенных, в основном именно как средство ограничения миграции. Не одобряют принятие нового закона 57% опрошенных.

В ситуации недоверия граждан к государству усиление методов контроля приводит лишь к большему отчуждению и поиску все новых теневых схем. Ключ к решению создавшихся проблем - повышение лояльности граждан к государству. А принятие такого рода законов без широкого общественного обсуждения приводит к обратному результату.