Суды обновили, а доверия нет

Рост благосостояния судебной системы не помог ей завоевать доверие граждан, выяснили аудиторы Счетной палаты. На ближайшие годы такой задачи перед правосудием уже не ставят
Д.Абрамов/ Ведомости

Масштаб программы. 60,7

млрд руб. потрачено из федерального бюджета на ФЦП «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг.»

ФЦП «Развитие судебной системы России на 2007-2012 гг.» оказала незначительное влияние на повышение доверия граждан к правосудию. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проанализировавшие на коллегии ведомства результаты исполнения программы. Как сообщает пресс-служба СП со ссылкой на аудитора Сергея Мовчана, основные задачи программы, предусматривавшие создание условий для осуществления правосудия, обеспечения его доступности и независимости судей, были выполнены в полном объеме.

Львиная доля этих средств (83,6%) потрачена на строительство и реконструкцию зданий судов, а также на строительство и приобретение жилья для судей и работников аппаратов. Остальное - на мероприятия по информатизации судов, оснащение их техническими средствами охраны, создание электронного архива.

Но при этом не был достигнут ни один из целевых индикаторов, позволяющих оценить отношение общества к судебной системе, отмечают в Счетной палате. Например, ожидалось, что доля граждан, доверяющих органам правосудия, по окончании реализации программы достигнет 50%, но в итоге этот показатель остановился на уровне 31%. Столько же граждан не доверяют судам (планировалось сократить этот показатель до 6%). Треть россиян считают работу судов неудовлетворительной, и почти половина жалуются на нехватку информации о деятельности судебной системы (ожидаемый показатель - 6 и 5% соответственно). Хотя по другим параметрам план выполнен: например, количество дел, рассмотренных с нарушением сроков, удалось довести до 6,5% при плане 5%.

Мовчан объясняет такой результат недофинансированием мероприятий по информатизации судов общей юрисдикции и недостаточно активным сотрудничеством их с общественными организациями и СМИ. Представитель судебного департамента при Верховном суде (выступал основным распорядителем средств ФЦП) в пятницу не отвечал на звонки.

В самом Верховном суде отмечают, что материальное обеспечение судов имеет лишь косвенное отношение к имиджу правосудия. «ФЦП - важнейший институт совершенствования судебной системы, но это не панацея в части формирования отношения граждан к судебной системе в целом, - говорит представитель ВС Павел Одинцов. - На уровень доверия к правосудию влияет огромное количество факторов, таких как уровень общего социально-экономического развития, наличие в обществе устойчивых исторически обусловленных стереотипов, использование судебной темы в конъюнктурных целях, в том числе и по резонансным делам, объективные недостатки самой системы».

Источник в судейском сообществе говорит, что основные параметры ФЦП определяли правительство и судебный департамент, но только по результатам публичного аудита ее исполнения можно будет судить, насколько коррелируют между собой целевые показатели программы и поставленные перед исполнителями задачи.

Ранее чиновник Минэкономразвития признался «Ведомостям», что целевой показатель «рост доверия граждан к правосудию» исключен из новой целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 гг.» как слишком субъективный.

О каком доверии может идти речь, если оправдательные приговоры в практике наших судов составляют полпроцента, в то время как нормальная мировая практика - 20-40%, недоумевает адвокат Вадим Прохоров. Обвинительный уклон российских судов очевиден, а за деньги доверия не купишь.