Кадры: Не хватает!

Участники круглого стола «Кадры для нового бизнеса и госслужбы» обсудили проблему недостатков и недостаточности - квалификации и количества. Важно, что они знают, как ее решать
А.Данилов

Дмитрий Песков

В 2008 г. создал проектную группу «Метавер», которая занимается разработкой новых форм образования, проектами на стыке образования и венчурной экономики.

Илья Брейман

В Ward Howell специализируется на проектах, связанных с повышением эффективности управления человеческим капиталом на государственной службе.

Алексей Репик

Основатель российской высокотехнологичной фармацевтической компании «Р-фарм». Компания насчитывает свыше 2800 сотрудников, имеет широкую сеть филиалов в России и за рубежом.

Олег Бяхов

Работал в группе «Михайлов и партнеры», в EY, в Мининформсвязи РФ. С 2007 г. - в IBM.

Александра Александрова

Работала заместителем генерального директора проекта ВПП «Единая Россия» «Кадровый резерв - профессиональная команда страны».

Николай Дубинин

Возглавлял контрольно-эксперт-ное управление аппарата губернатора Приморья по вопросам проведения саммита АТЭС.

Ирина Григорьян

В Ward Howell отвечала за поиск топ-менеджеров, формирование внутренних IT-департаментов и поиск CIO. HR-директор Maykor c 2012 г.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, модератор: Тема кадров, ее значение для инвестиционного климата в России с самого начала озвучивалась как одна из приоритетных. Озвучивалась, но приоритетной по большому счету никогда не была. Параллельно с минимумом внимания, которое уделялось этому вопросу, росла неудовлетворенность инвесторов качеством подготовки кадров. Такой парадокс: проблема есть, ресурсы на нее не выделяются, системной работы не ведется.

Как обстоят здесь дела в том, что касается государственной службы. В начале работы нового правительства Дмитрия Медведева, в апреле 2012 г., был предложен целый ряд системных мер по улучшению качества кадров, которые работают на госслужбе. Сегодня можно констатировать, что ни одна из них не реализована. Специализированные структуры по работе с человеческим капиталом в стране на федеральном уровне не появились, изменения в закон «О госслужбе» не ввели, менторские программы не заработали. Губернаторы в тех командах, которые они собирают под работу в сфере инвестиций, логикой глобальной конкурентоспособности не руководствуются.

Наверное, есть отдельные хорошие региональные практики. Безусловно, это кейс правительства Москвы - того, как это организовано на региональном уровне. Принято также решение о создании первого в России Агентства развития человеческого капитала, которое будет заниматься Дальним Востоком. Но это отдельные истории, которые в системную работу не превращаются.

Качество подготовки в вузах не соответствует мировому уровню. В вузах начали появляться качественные инженерные программы, но пока это примерно 1-2% от общей потребности.

На уровне рабочих кадров изменения, наверное, самые сильные. Мы сейчас проводим (АСИ совместно с Министерством образования РФ и Всемирным банком) конкурс систем дуального образования для регионов. На этом конкурсе не распределяются деньги. Вообще ни копейки. И мы сказали, что готовы поддержать четыре региона, в случае если они представят большую системную программу, обеспеченную финансами и подписанную лично губернатором. Мы были уверены, что у нас придет четыре, ну в крайнем случае пять заявок. У нас сегодня 23 заявки, подписанные первыми лицами регионов, сильные программы и неприкрытая, яркая, откровенная лоббистская кампания всех регионов, направленная на победу в этом конкурсе.

Все эти инициативы поддержаны президентом Владимиром Путиным, он призвал регионы активно их внедрять. В послании Федеральному собранию было озвучено решение о том, что при президенте РФ будет создан совет по развитию профессиональных квалификаций, который станет заниматься темами профессиональных стандартов, квалификацией, сертификацией этих квалификаций, развитием и поддержкой профессиональных сообществ. 9 декабря 2013 г. президент провел специальное совещание по вопросу разработки профессиональных стандартов. И было принято решение, очень резкое и даже болезненное: о том, что профессиональные стандарты станут обязательными для компаний с государственным участием и бюджетного сектора.

Я прошу сейчас ответить, считаете ли вы, что в 2014 г. у нас что-то изменится в качестве подготовки кадров для госслужбы? И что, с вашей точки зрения, может или должно измениться в подготовке кадров для нового бизнеса?

Илья Брейман, руководитель практики «Государство и некоммерческий сектор» Ward Howell: 2014 год - он наступает прямо сейчас, поэтому, у меня есть подозрения, уже мало что нового успеет произойти.

Как-то легче прогнозировать, когда речь идет, не знаю, о пяти- и десятилетних перспективах.

Дмитрий Песков: А на пятьдесят-то как легко...

Илья Брейман: На 50 лет это китайцы умеют делать. И на 100 тоже. Но если пофантазировать, то... Недавно в «открытое правительство» пришло три довольно интересных документа от Роструда. Один - по поводу менторства, другой - по поводу системы селекции и третий - по поводу квалификации. Если удастся, в том числе нашими и вашими руками, заставить превратить эти документы не просто в инструкции на базе существующего законодательства о государственной службе, а в документы, предлагающие изменения в законодательстве, может быть, что-то изменится. Документы эти о том, как, не изменяя существующие законы о госслужбе, внедрить предложения, которые мы делали для «открытого правительства»: в области проведения конкурсов по компетенциям и привлечения людей по принципам не исключительно формальным, а более приближенным к стандартам, которые приняты в бизнесе.

Я думаю, что триггером, который позволит сделать это более эффективным, будет внедрение современных технологий, в первую очередь HR-технологий. Cовременные ERP-решения (планирование ресурсов предприятия) в области HR, системы дистанционной работы с кадрами, видеоинтервьюирование, дистанционное интервьюирование, работа с онлайн-коллаборацией и т. д. Я уже не говорю о том, что называется data science, data analytics, предикативные системы работы с кандидатами и проч. Я думаю, чем больше будет технологий, тем больше можно будет приблизить работу в госсекторе к тому, что делают лучшие работодатели в России и за рубежом с кадрами. Потому что технологии позволяют снизить субъективность и повысить объективность и дать больший доступ к интересным государственным задачам талантливым людям, независимо от того, где они находятся и насколько хорошо знают законодательство о государственной службе и Конституцию Российской Федерации.

Дмитрий Песков: Алексей Репик возглавляет рабочую группу по «дорожной карте» по созданию НСКК (Национальной системы компетенций и квалификаций) в России...

Алексей Репик, председатель совета директоров «Р-фарм»: Дефицит человеческого капитала на всех уровнях - региональном, корпоративном, декомпозированном по отраслевому принципу - очень ощутим. Человеческий капитал - ключевой фактор для решения о запуске любого инвестиционного проекта в том или ином регионе. Первое, на что смотрит инвестор, - существующие предложения на рынке труда, раз, а второе - динамика этого предложения. И очень часто вполне хорошие, сильные региональные команды не в состоянии убедить инвестора в том, что завтра или послезавтра его ожиданиям регион сможет соответствовать. В нашей «дорожной карте» много внимания уделяется возможностям дуального образования с точки зрения подготовки кадров - именно тех, которые нужны инвесторам. На самом деле в госслужбе дуальное образование тоже вполне возможно. И есть большое количество молодых неравнодушных людей - есть хорошая возможность дать им попробовать реализовать свои мысли на муниципальном уровне управления или даже на уровне субъекта.

Дмитрий Песков: У нас большая история про рабочие профессии. Для многих все еще рабочий - это такой человек в синем халате, который там что-то крутит, какие-то гайки на производстве. Но если посмотреть на современные стандарты подготовки кадров в рамках, скажем, WorldSkills, то рабочие профессии - это управление, например, мобильными роботами или, как ни странно, программа web-мастера, web-дизайнера или системного администратора. У нас их готовят в вузах, а во всем мире это короткие двухлетние программы. И мы позвали Олега Бяхова из IBM, которая собирается готовить рабочих в России.

Олег Бяхов, директор по развитию бизнеса IBM в России и СНГ: Если мы посмотрим, в какой стране сегодня работает самый большой отряд сотрудников IBM, то я вам скажу, что это Индия. IBM в Индии - это самый большой работодатель. У нас большинство этих людей - IT blue collars, синие воротнички, только в сфере IT. Раньше айтишник - это был такой волшебник с палочкой, а сегодня квалифицированная работа с информационными технологиями, с аналитикой, с обработкой информации становится горизонтальной квалификацией громадного большинства профессий. Огромная часть того, что делает IBM, - это не серверы и даже уже не ПО, это услуги. Не нужно высшего образования, чтобы эти услуги оказывать. Известное выражение «восьмимесячные индийские программисты» (технический колледж для кодировщика закончить в Индии - это восемь месяцев) - и ты получил квалификацию, достаточную, чтобы на одной платформе работать.

Дмитрий Песков: Итак, нас ждет в 2014 г. первое ПТУ от IBM?

Олег Бяхов: Ну ПТУ, наверно, нет, а техникум, условно говоря, вполне. <...>

Дмитрий Песков: Коллеги, у нас в основном пессимизм по поводу государственной службы. Есть при этом московское правительство, в котором несколько крупных управленческих звезд федерального масштаба взошло за последнее время. Явно Москва делает то, что почему-то не могут сделать другие регионы. Вот у одного из соавторов «московского чуда», Александры Александровой, я хотел бы спросить, что вы сделали, что собираетесь делать? И почему у вас получается, а у других - нет?

Александра Александрова, руководитель управления кадров, правительство Москвы: Все, что мы делали сначала, соответствовало задаче по формированию команды, поставленной мэром [Сергеем Собяниным]. Почему у нас получалось? Ну потому, что были масштабные амбиции и, честно, была политическая воля, было желание мэра менять город. И это на самом деле было основным двигателем прогресса. А дальше с точки зрения технологий и методологий мы поступили очень просто. Мы ничего не придумывали и не говорили, что госслужба - это что-то очень специальное и специфическое. Мы сказали, что все кадровые технологии мы берем, как лучшие примеры, из бизнеса и внедряем. Это дало очень хороший результат. В целом, если говорить об управленческом персонале, мы поменяли порядка 80% руководителей. И это повлекло изменение самой системы. Дальше мы стараемся вовлекать жителей в управление городом, и это дало нам второй очень важный проект. Мы стали измерять успех или, говоря языком бизнеса, эффективность работы руководителей, что для госслужбы на самом деле очень сложно. Мы стали вовлекать жителей в оценку работы, например, такой самой распространенной категории чиновников, как глава управы. И это мы делаем через великолепный продукт, который действительно является одним из лучших примеров на рынке госслужбы. Это такой портал, который вы наверняка уже все знаете, - gorod.mos.ru, где любой житель может оставить свою проблему и жалобу. И мы не просто гарантируем, что мы ее решим через восемь дней, а вы, как житель, оцените, удовлетворены ли ее решением или нет. Дальше мы как организация составляем рейтинг по каждому главе управы, справляется ли он с работой или нет, и принимаем решение. Дальше, когда основная команда сформирована, мы будем работать над повышением эффективности ее работы и над тем, чтобы представить жителю чиновника нового типа.

Дмитрий Песков: А это очень дорого - то, что вы сделали? Это могут сделать другие регионы, у которых нет столько денег, сколько у Москвы?

Александра Александрова: Все технологии, которые мы берем, существуют на открытом рынке. Они бесплатные. Берите и приглашайте людей, которые раньше, например, работали в бизнесе и владеют этой экспертизой. А дальше это выстраивание обычных бизнес-процессов. Напротив, внедрение кадровых программ помогает сокращать бюджеты и расходы на персонал. И это позволяет нам больше тратить на мотивацию и на выплату по результатам труда. <...>

Николай Дубинин, директор департамента экономики Приморского края: Я тоже не вижу разницы между кадрами для госслужбы и кадрами для бизнеса. Какая разница? Их, в принципе, готовят одни и те же вузы, и большая часть людей обучалась в одних и тех же вузах. И, собственно, проблемы одни и те же. Что мешает? Ну на самом деле все уже названо, что мешает. Почему? Вот в 2014 г. - не удержусь, скажу, что мы ждем. Внедряем инвестиционный стандарт. По нему должна быть система компетенции госслужащих. Внедрить ее в действующем нормативно-правовом поле, которое федеральным законодательством определено, нельзя. Ее можно внедрить, но формализовать в форме нормативно-правовых актов не получится с учетом внимания прокуратуры к деятельности региональных властей. Как написано в законе «О госслужбе», так ты должен делать. Как пример: мы с 2014 г. в течение трех лет обучим всех руководителей до уровня начальника отдела всей администрации, т. е. и социальный блок, и экономический, и тех, кто отвечает за промышленность по программе «Инвестиционный менеджмент». <...> А вот дальше включить в систему аттестации, которую раз в три года все госслужащие проходят, возможность проверки на соответствие требованиям раз в год не можем. Три года - это слишком большой период, а мы не имеем права чаще оценивать, как они с инвестором работают. И принимать соответствующие кадровые решения <...>

Дмитрий Песков: Я бы хотел передать слово Ирине Григорьян. Ирина решает сейчас новую серьезную задачу по подготовке большого количества инженерных кадров. У нас впервые за все время нашей работы в АСИ возник с темой инженерных кадров гендерный аспект. Ирина, о ваших подходах к подготовке инженерных кадров и о том, причем здесь вообще гендерный аспект?

Ирина Григорьян, директор по HR Maykor: Мы достаточно активно работаем с техникумами, колледжами, ПТУ - т. е. со средним и с высшим образованием, преимущественно в регионах. У нас было несколько пробных историй в Москве, но все-таки основной фокус, который для нас важен, это регионы.

Де-факто мы пришли к выводу, что, наверное, как в любом каком-то сообществе, есть треть самых лучших, есть треть среднесильных, есть треть - аутсайдеры. И, собственно, середина нас и интересует. Сейчас основные программы, которые мы реализуем с вузами, - привлечение на практику с последующим трудоустройством, в случае если человек себя проявляет адекватно. На этой практике мы не требуем от человека профессионального опыта. Мы смотрим на его ответственность, аккуратность, пунктуальность, готовность к работе. Дальше мы его уже учим как очно, так и заочно на внутренних курсах. Сегодня достаточно большая база курсов уже подготовлена - именно инженерных, - которая требует профильного образования и интереса к этой профессии.

Другой момент - это, кстати, выяснилось на Дальнем Востоке. Там больше 50% директоров филиалов - женщины. И эффективность этих филиалов по сравнению с другими филиалами на том же самом Дальнем Востоке качественно выше. И плюс в случае, если, например, в коллективе есть хотя бы 15% прекрасных инженеров, то опять-таки обязательность и операционные процессы качественно лучше, качественно выше. Поэтому мы рассматриваем программу, которую условно называем «Повышение репутации, привлекательности инженерной профессии для женщин». Приходя в вуз, мы говорим, что готовы брать всех девушек с выпускного факультета. И для нас это более приоритетно, потому что девушки, как показывает практика, в силу воспитания или иных причин лучше справляются с рутинной деятельностью, когда нужно качественно и хорошо изо дня в день делать примерно одну и ту же работу. Поэтому мы смотрим в сторону гендерного баланса. <...>

Олег Бяхов: Я тоже хотел сказать про гендерный аспект две вещи. Во-первых, у нас президент IBM-corporation - Вирджиния Рометти. То есть у нас с гендерным аспектом на самом высшем уровне решен вопрос. А во-вторых, IBM давно заметила гендерный дисбаланс внутри корпорации среди всех там четырехсот с лишним тысяч человек. И, докопавшись до истины, сделала программу, которая уже примерно в 50 странах идет. Мы берем девочек 12-14 лет, учащихся средней школы, и в течение двух недель они проходят стажировку в офисе IBM, чтобы понять, какой это кайф заниматься технологиями.

Дмитрий Песков: в Бауманском институте существует специальная программа: когда у них количество девушек, поступающих в Бауманку, упало до 7%, они поставили задачу - поднять до 25% и через олимпиады, через преференции, через другие механизмы начали это делать.

Илья Брейман: Гендерная тема - очень важная. У нас огромное количество женщин сидит дома - это искусственно занижает уровень безработицы, который у нас был бы выше, и мы не видим реальную картинку. А во-вторых, государство своей социальной политикой стимулирует это сидение дома. Можно вечно сидеть в декрете и при этом числиться на работе...

Ирина Григорьян: Мне кажется, что это немножко как-то передергивает...

Илья Брейман: Я знаю, что я немножко передергиваю, но реальная ситуация такая. В Америке ситуация обратная. Там шесть недель сохраняют рабочее место, еще и зарплату платят, потом шесть недель сохраняют - зарплату не платят, потом через 12 недель говорят: «Спасибо, до свидания. Нам нужны люди, которые у нас работают, а не как бы работают» - и никто рабочее место не держит.

Мне кажется, что государственные усилия по стимулированию участия женщин в экономике необходимы. Второе - это упрощение жизни для организаций, которые представляют собой онлайн-платформы для удаленной работы. И, соответственно, здесь несколько элементов - это упрощение системы изъятия налога с человека, который сам работает на себя через удаленную платформу, упрощение онлайн-платежей, которые сейчас довольно тяжело легально делать до определенной суммы, и т. д. <...>

Дмитрий Песков: Хочу сказать, что мы предельно открыты к взаимодействию, если есть интересные проекты, мы с удовольствием ждем всех в Агентстве стратегических инициатив.