Бизнес испугался

Крупный российский бизнес боится, что предложенное правительству расширение прав миноритариев обернется шантажом
Д. Абрамов/ Ведомости

Вопрос аффилированности принципиален для корпоративных споров, в том числе с миноритариями. При конфликте интересов заинтересованные в сделке акционеры (например, связанные с другой стороной) не голосуют, ее судьба может зависеть от миноритариев. Действующие критерии появились более 20 лет назад, они совершенно устарели, считает замруководителя департамента фонда «Сколково» Максим Распутин: этот закрытый перечень называют инструкцией, как обойти аффилированность. В рейтинге Doing Business в разделе защиты прав инвесторов Россия занимает 115-е место из 189.

Сегодня председатель правительства России Дмитрий Медведев проведет совещание по изменению критериев аффилированности, рассказали «Ведомостям» несколько участвующих в обсуждении людей - эксперты и чиновник. Пресс-служба правительства на запрос «Ведомостей» не ответила.

Проект поправок в Гражданский кодекс существенно расширяет круг аффилированных лиц - к ним будут отнесены родственники членов совета директоров и правления (сейчас - только гендиректоров). Контроль собрания акционеров распространяется на сделки с компаниями, в которых гендиректору или акционеру принадлежит даже косвенно более 20% (сейчас - только прямо). Перечень критериев аффилированности становится открытым: суд сможет признать стороны сделки аффилированными. Вводится обязательное одобрение акционерами сделок между компанией и ее «дочками».

Перечисленные изменения в Гражданский кодекс уже приняты Госдумой в первом чтении, но крупный бизнес выступил против расширения критериев аффилированности. На поправки в 2012 г. пожаловались руководителю администрации президента Сергею Иванову все крупные нефтяные компании России - и теперь эти поправки обсуждаются отдельно.

Первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил создать арбитражную комиссию для рассмотрения поправок, а бизнес он попросил подкрепить свои опасения примерами.

Примеры от бизнеса собирало Объединение корпоративных юристов («Окюр») и 17 января представило на заседании комиссии. Расширение круга аффилированных лиц ударит по крупным холдингам, акционеры будут дезориентированы из-за избыточного потока информации, снизится роль совета директоров, а недобросовестные миноритарии станут шантажировать компании, угрожая приостановить сделки, жалуется бизнес в презентации (есть у «Ведомостей»). Если бы собрание акционеров уже одобряло сделки «дочек» с материнской компанией, то на собрание «Лукойла» в 2012 г. было бы вынесено не 30, а 3408 сделок, «Сургутнефтегаза» - не 14, а 600. У «Лукойла» 45 000 акционеров, у «Сургутнефтегаза» - 34 000, общее собрание придется проводить регулярно и будут возникать патовые ситуации, когда сделка не отвергнута, но и не одобрена, заключают компании.

При заключении сделки точно не будет известно, кто аффилированные лица, продолжает член «Окюр» Ольга Войтович, за каждым родственником не уследишь, а недружественные конкуренты получат возможность оспорить сделку через недобросовестных миноритариев.

Это называется «минировать сделки», рассказывает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай: если стороны не уверены в успехе, они вводят в состав акционеров и менеджеров косвенно аффилированных лиц и потом оспаривают ее в суде.

Аргументы компаний не убедили комиссию, следует из ее заключения. В четверг его и сопроводительное письмо (оба документа есть у «Ведомостей») РСПП направил Шувалову. В секретариат оно пока не поступало, сообщил представитель первого вице-премьера.

Суды и так считают, что сделки с «дочками» подпадают под контроль, говорится в заключении, а одобрение незначительных внутрихолдинговых сделок можно закрепить за советом директоров, разрешив акционерам оспаривать их в случае причинения крупного ущерба. Суды могут самостоятельно признавать участников сделки аффилированными, следует из заключения.

С некоторыми аргументами бизнеса комиссия согласилась - например, готова вывести из-под контроля родственников членов правления и совета директоров. Случаи, на которые ссылаются компании, зачастую абстрактны, говорится в комментариях арбитра и партнера бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрия Афанасьева, а критика - надуманна.

Сейчас у иностранных инвесторов нет средств защиты от злоупотреблений мажоритариев, жалуется партнер Verno Investment Management Брюс Бауэр, крупные акционеры обходят формальные требования по аффилированности и избегают выставления обязательных оферт. Если круг аффилированных лиц будет более широким, то риск выкупа вырастет и крупным акционерам придется прислушиваться к миноритариям, считает он. Нормы по аффилированности не повлияют на стоимость акций: эмитент при желании обойдет закон, скептичен управляющий директор по инвестициям ТКБ BNP Paribas Владимир Цупров, проблема не в норме, а в применении.

Вопрос не в том, как описать аффилированность в Гражданском кодексе, а в том, как доказать ее, считает Тай, сейчас суды не принимают косвенных доказательств.