«Мазда» дорого платила за Mazda

Апелляционный суд занял сторону налоговой инспекции в споре с российским дистрибутором Mazda. По мнению налоговиков, «Мазда мотор рус» завышала закупочные цены на автомобили
Tomohiro Ohsumi/ Bloomberg

Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал «Мазда мотор рус», пытавшейся обжаловать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 49 по Москве. Как следует из материалов дела, налоговая инспекция проверила «Мазда мотор рус» за 2008-2009 гг. и пришла к выводу, что компания завысила убытки, рассчитывая базу по налогу на прибыль за 2009 г. Налоговики сочли, что дистрибутор намеренно завышал закупочные цены на автомобили Mazda и завершил год с убытком большим, чем мог бы, - 1,3 млрд руб.

«Мазда мотор рус» импортирует автомобили Mazda в Россию и в дальнейшем продает их через сеть официальных дилеров. В 2009 г. она закупила у Mazda Motor Logistics Europe N.V. легковые автомобили на 21,2 млрд руб., а заработала на их продаже лишь 20 млрд руб. - в связи с «неблагоприятной ситуацией на российском автомобильном рынке, вызванной мировым финансовым кризисом, значительным падением покупательского спроса на автомобили и иными факторами», гласят судебные материалы. В итоге дистрибутор завершил 2009 г. с 1,3 млрд руб. валового убытка, 4,3 млрд руб. чистого убытка и отрицательной рентабельностью (минус 20,35%). Тогда как, по данным заказанной инспекцией экспертизы, рыночный диапазон рентабельности оптовых продаж автомобилей - от минус 10 до 5%.

Инспекция решила, что «Мазда мотор рус» закупала автомобили по завышенным ценам, существенно отличающимся от рыночных, чтобы уклониться от уплаты налога на прибыль и вывести прибыль за рубеж. Это подтверждается, по мнению налоговиков, двумя обстоятельствами. Во-первых, хотя бизнес «Мазда мотор рус» и бизнес Mazda Motor Logistics Europe зависят друг от друга, Mazda Motor Logistics Europe завершила 2009 г. в отличие от российского дистрибутора с прибылью. Во-вторых, существует диспропорция между удельным весом выручки и чистого убытка дистрибутора в аналогичных показателях его учредителя и производителя автомобилей Mazda - Mazda Motor Corporation.

С падением продаж в 2009 г. Mazda Motor Logistics Europe N.V. повысила на 10-16% отпускные цены на машины, произведенные в 2008 г., говорится в судебных документах. Это наряду с ростом курса доллара и таможенных пошлин привело к тому, что «Мазда мотор рус» получила, по мнению налоговой инспекции, «несоизмеримый со своей деятельностью убыток». Вдобавок она на 1,8 млрд руб. увеличила бонусы дилерам - удельный вес бонусов в выручке дистрибутора вырос до 9,8% с прежних 0,9% (за какой период последний показатель, в материалах суда не уточняется). Всего в 2009 г. компания выплатила дилерам бонусов на 2,2 млрд руб., по сути, компенсировав им скидки на автомобили 2008 года выпуска, говорится в материалах. Mazda Motor Logistics Europe не только не возместила дистрибутору эти расходы, но и повысила цены на автомобили предыдущего года выпуска.

Инспекция скорректировала цену сделок «Мазда мотор рус» и уменьшила расходы дистрибутора, учитываемые при налогообложении прибыли, руководствуясь нормами Налогового кодекса, объяснил «Ведомостям» сотрудник налогового органа. По его словам, инспекция применила один из методов определения рыночной цены - рассчитала цену последующей реализации, учитывающую в том числе обычную для отрасли рентабельность товара.

В целом, по данным Ассоциации европейского бизнеса, российские продажи новых автомобилей снизились в 2009 г. на 49%, а продажи Mazda - на 58%. По автомобилям этой марки имелись очень большие нераспроданные остатки, машины 2008 года выпуска стояли на складах до сентября 2009 г., вспоминает менеджер одного из дилерских холдингов, продающих Mazda. Ситуация на рынке была плохой, поэтому все автомобили продавались с большими скидками, чаще всего в убыток, говорит он.

Суд опирается не на нормы Налогового кодекса, а на экспертизу, в которой сравниваются неравнозначные по условиям ведения бизнеса компании, указывает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Это основание для подачи кассационной жалобы, считает он. Пресс-служба «Мазда мотор рус» на запрос «Ведомостей» не ответила.