Экономия «Роснефти»

«Роснефть» может отказаться от покупки доли в киргизском аэропорте «Манас». В совместные проекты с аэропортом госкомпания собиралась вложить около $1 млрд

«Роснефть» пересмотрела свои планы относительно инвестирования в киргизский аэропорт «Манас», сообщило Reuters со ссылкой на администрацию президента Киргизии Алмазбека Атамбаева. Российская компания пошла на это после того, как в стране прошли митинги против продажи России около 50% доли аэропорта. «Ко мне вчера заходил президент аэропорта «Манас» и рассказал об этом. Оказывается, его приглашал в Москву [глава «Роснефти» Игорь] Сечин и прямо сказал: «Мы еще не начали, а вы уже подняли шум. Так ведь нельзя работать. Не надо нам ваших 50% и даже 51%, сами ищите другого инвестора», - рассказал президент (цитата по Reuters).

Прибыльная Киргизия. Игорь Сечин

президент «Роснефти». «Договоренности позволят в будущем расширить сбытовую сеть компании за счет выхода на новый рынок, что, в свою очередь, будет способствовать максимизации доходности поставок нефтепродуктов». Январь 2014 г., ИТАР-ТАСС

Заявление президента опубликовано на его официальном сайте. Представитель «Роснефти» комментировать его отказался. Переговоры с компанией продолжаются, заявил Reuters представитель аэропорта.

В феврале Сечин и первый вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев подписали меморандум, по которому «Роснефть» получила право выкупить не менее 51% акций в ОАО «Международный аэропорт «Манас». «Чтобы аэропорт развивался, нужен дешевый керосин, и дать его может только «Роснефть», это надо понимать. Кто не может этого понять, тот хочет поставить крест на нашем аэропорте», - объяснял в марте Атамбаев (цитата по «Интерфаксу»). Сейчас в «Манасе» размещаются американские военные (центра транзитных перевозок), которые в июле 2014 г. должны покинуть аэропорт. Ежегодно США платят Киргизии $60 млн. В пресс-релизе госкомпании отмечалось, что она рассмотрит «возможность осуществления целевых инвестиций в аэропорт «Манас», которые будут направлены на создание крупного международного авиалогистического хаба». Инвестиции госкомпании на выкуп акций «Манаса» и реализацию совместных проектов оценивались в $1 млрд, писала госкомпания в пресс-релизе.

В ОАО «Международный аэропорт «Манас» (79,1% у государства, 8,5% у социального фонда, остальное у юридических и физических лиц) входят четыре международных аэропорта - «Манас», «Ош», «Иссык-Куль», «Каракол» - и семь региональных. В начале года «Роснефть» также договорилась о покупке 100% Бишкекской нефтяной компании (владеет сетью АЗС и нефтебазой) и 50% ТЗК в городе Оше. Аэропорт в Оше самый крупный в Киргизии (пассажиропоток в 2012 г. - 840 000 чел., потребление авиатоплива - 17 000 т, а после модернизации ВПП ожидается рост до 25 000 т). «Роснефть» - основной поставщик топлива во «Внуково» (доля 64%) и «Шереметьево» (62%). По итогам 2013 г. заводы компании выпустили 3,01 млн т керосина. На внутренний рынок компания продала 3,1 млн т (выручка - 77 млрд руб. при средней цене 25 400 руб. за 1 т). Будет ли закрыта эта сделка, неизвестно. Киргизский нефтепродуктовый рынок мал и не будет высокодоходным для «Роснефти», даже если сделка все же закроется, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин.

Политолог Алексей Макаркин считает, что приостановка вхождения «Роснефти» на киргизский рынок может объясняться политическими причинами. Киргизия до сих пор не вступила в Таможенный союз, страна не поддержала Россию при обсуждении резолюции ООН по Украине, перечисляет он. В то же время Россия заинтересована занять место США в «Манасе». «Там есть еще один серьезный игрок - Китай», - говорит Макаркин.