Москва заработает на нефти

Москва снизит ставку налога на часть прибыли нефтяников. Это должно увеличить доходы городского бюджета на 2 млрд руб. в год
Городской бюджет нуждается в поступлениях от нефтепереработки/ Д. Гришкин/ Ведомости

«Роснефть» принимала активное участие в обсуждении законопроекта, сказал «Ведомостям» официальный представитель компании. По его словам, «Роснефть» обеспечивает около 20% всех налоговых поступлений в федеральный бюджет России и перечислила в 2013 г. около 2,7 трлн руб. налогов и таможенных платежей. Какая часть пришлась на Москву, представитель компании сообщить не смог.

На прошлой неделе в Мосгордуму был внесен законопроект о пониженной ставке налога на прибыль для организаций нефтяной отрасли: Москва предлагает установить ставку в 13,5% на разницу между прибылью за текущий налоговый период, налог по которой подлежит зачислению в городской бюджет, и прибылью за 2014 г. 2014-й всегда будет выступать как базовый год для сравнения, объясняет представитель департамента экономической политики, где написан документ.

Льготами смогут воспользоваться как отдельные организации, так и консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). У отдельных компаний доля выручки от продажи нефти и нефтепродуктов в общем объеме выручки должна составлять более 70%, а сумма налога на прибыль, исчисленная по новой ставке, должна превышать 1 млрд руб. У компаний нефтяной отрасли, входящих в КГН, такое право возникнет, если сумма налога на прибыль по новой ставке будет более 5 млрд руб. Эти меры добавят в бюджет Москвы не менее 2 млрд руб. в год, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Доходы Москвы в 2014 г. - 1,5 трлн руб.

Закон о КГН сократил доходы Москвы. С 2012 г. суммарные потери составили около 100 млрд руб., говорит представитель департамента экономической политики.

Было бы в районе 100 млрд руб., но не всего, а в год: 90 млрд - из-за ухода «Газпрома», 10 млрд - из-за нефтяников, оценивает потери городского бюджета от введения КГН аналитик Standard & Poor's Карен Вартапетов, но московским властям удалось пролоббировать поправку в Налоговый кодекс и перераспределение платежей «Газпрома» растянулось до 2016 г., поэтому сейчас бюджет теряет меньше. Несмотря на это, доля нефтегазовых компаний в доходах городского бюджета уменьшилась с 15% в 2011 г. до 5-6% в 2013 г., а доля «Газпрома» за тот же период снизилась с 13 до 4,5% и продолжит снижаться.

В условиях стагнации любые дополнительные доходы будут кстати, считает Вартапетов. По данным об исполнении бюджета за I квартал 2014 г., доходы Москвы выросли всего на 2% по сравнению с I кварталом 2013 г., в реальном выражении это спад.

Но закон о КГН предполагает выплаты налога на прибыль пропорционально стоимости имущества и численности занятых, т. е. крупные добывающие компании по-прежнему должны будут платить налоги в регионах, а не Москве, указывает Вартапетов.

Александра Суслина из Экономической экспертной группы видит несправедливость в действиях московских властей: «С одной стороны, прибыль нефтяных компаний во многом зависит от цены на нефть и курса доллара, они эти прибыли получают не потому, что они так хорошо работают. Получается, что бизнес, который в меньшей степени зависит от мировой конъюнктуры, не стимулируется, хотя должен был бы стимулироваться именно он». Но с другой - нефтяные компании способны уводить прибыль в низконалоговые юрисдикции и, возможно, Москва пытается эти прибыли поймать, продолжает Суслина: «С точки зрения наполняемости городского бюджета это спорно - никто не может гарантировать, что это снижение приведет к выводу прибыли, а может, напротив, снизить налоговые поступления».

Получить комментарии в «Лукойле» не удалось. Представитель «Газпром нефти», имеющей нефтеперерабатывающий завод в Москве, от комментариев отказался.

При ухудшении макроэкономической конъюктуры, в том числе падении прибыли в корпоративном и банковском секторах Москвы, доходы городского бюджета в 2014 г. могут не вырасти даже в номинальном выражении, что приведет к росту дефицита бюджета, прогнозирует Вартапетов. У Москвы классическая система наполнения бюджета: примерно треть приходится на налог на прибыль, треть - на налог на доходы физических лиц и прочие доходы (налог на имущество, арендная плата, неналоговые поступления и т. д.), говорит Суслина. По ее мнению, вряд ли Москва может значительно увеличить доходы за счет других источников - транспортный налог в столице и так самый высокий, введен налог на имущество организаций. Город должен учиться жить в условиях снижающихся доходов, говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она указывает, что в 2013 г. поступления от НДФЛ в столичном бюджете впервые превысили доходы от налога на прибыль, до сих пор доходы от малого предпринимательства и налога на имущество остаются низкими.

Ресурсы у Москвы еще есть, считает Вартапетов: если сравнивать с другими мегаполисами, доля налогов на имущество (налоги на имущество физических и юридических лиц и на землю) в московском бюджете нетипично низка - 9-10% (см. таблицу на стр. 10).