Джан Джакомо Феррарис: «Versace - уже «миллиардный» бренд», - Джан Джакомо Феррарис, генеральный директор Gianni Versace S.p.A.

Гендиректор Versace рассказывает, как компания преодолела кризис, зачем владельцы решили сделать ее публичной и почему он предпочитает употреблять местоимение «мы» вместо «я»
Jerome Favre/ Bloomberg

1987

принят в компанию Ermenegildo Zegna

1989

перешел на работу в консалтинговую компанию Kurt Salmon

1994

занял пост директора по Германии Jil Sander

1999

управляющий директор подразделения готовой одежды Gucci Group

2004

назначен генеральным директором Jil Sander

2009

генеральный директор Gianni Versace

Versace оденет сборную России

Versace стала поставщиком формальной одежды для футбольного клуба Real Madrid. «У госпожи Донателлы Версаче очень хорошие связи в футбольном мире. И не только с президентом Real Madrid. Мы являемся поставщиком формальной одежды для сборной России по футболу, так что на чемпионате мира в Бразилии ваша сборная будет в одежде Versace», - рассказывает Джан Джакомо Феррарис. На фото - эскиз будущей униформы российской сборной.

Gianni Versace S.p.A.

модный дом. Акционеры: 80% - у семьи Версаче, 20% - у Blackstone. Финансовые показатели (2013 г.): продажи - 479,2 млн евро (на 17,2% больше, чем годом ранее); чистая прибыль - 10,9 млн евро (рост - на 27,6%).

Кризис в Versace преодолен. После убийства основателя марки Джанни Версаче в 1997 г. итальянский модный дом стагнировал многие годы. Донателле Версаче, которая сменила погибшего брата во главе компании, понадобилось время, чтобы прийти в себя, определить для Versace дальнейший путь и подобрать правильную команду менеджеров. И оказалось, что Донателла - не просто «муза Джанни Версаче», но и талантливый модельер и управленец. Джан Джакомо Феррарис, приглашенный ею на должность гендиректора Versace из Jil Sander в 2009 г., пообещал, что Versace вновь станет прибыльной в 2011 г. И сдержал свое обещание. Под руководством Феррариса Versace прошла через жесткую реструктуризацию: число сотрудников компании было сокращено с 1300 до менее 1000, долг уменьшился с 75 млн до 25 млн евро. Эти меры дали результат: за пять лет продажи Versace удвоились, компания растет и вновь набирает персонал (сегодня в ней работает уже 1700 человек), осуществляя глобальную экспансию. В том числе Versace возвращается в Россию - с новым партнером, «Джамилько».

В этом году акционеры Versace - Донателла, Санто и Аллегра Версаче - продали 20% компании инвестфонду Blackstone за 210 млн евро. Деньги пойдут на дальнейшее развитие Versace, с тем чтобы, как только позволит рыночная ситуация, компания разместила свои акции на бирже. Владельцы Versace хотят расширять бизнес компании, но не терять над ним контроль, объясняет Феррарис.

- Заняв пост гендиректора Versace в июле 2009 г., вы объявили, что компания вновь станет прибыльной в 2011 г. И в 2011 г. Versace действительно вышла в плюс. Как вы этого добились?

- (Смеется.) Мы этого добились. Я типичный гендиректор, который использует местоимение «мы», а не «я», поскольку это не я достигаю своих собственных целей, а мы, компания. Цели должны быть долгосрочными, особенно в семейной компании - такой, как Versace. Честно говоря, это было моим самым большим опасением, когда я присоединился к Versace: как я смогу работать в семейной компании? Но акционеры компании оказались очень дисциплинированными. Санто Версаче - президент компании - был членом итальянского парламента. Госпожа Донателла Версаче - не только акционер и художественный директор, она также принимает участие во всех важных управленческих решениях. Мы работаем бок о бок и по прошествии пяти лет по-прежнему говорим на одном языке.

Как правило, когда вы приступаете к руководству новой компанией, вы очень мало про нее знаете, вам нужно дней 90, чтобы в ней разобраться. Но в случае с Versace мне очень быстро стало понятно, что у бренда огромная узнаваемость. И потрясающая творческая энергия у госпожи Донателлы Версаче. Это сильно облегчило работу.

Но сначала нам нужно было реструктурировать компанию - и это было непросто. Меня часто видят улыбающимся, но у меня есть и другое лицо. Нам пришлось сократить количество сотрудников с 1350 до менее чем 1000. Сегодня нас уже 1700 человек, но при этом мы удвоили оборот и вновь инвестируем. В течение ближайших 2,5 года Versace должна достичь продаж на 800 млн евро - и при этом мы окажемся только в середине пути.

- В результатах Gianni Versace S.p.A. за 2013 г. сильнее всего впечатляет чистая прибыль - почти 30%...

- А также рост EBITDA почти на 60%. Разглашение такого рода информации является нетипичным для семейных итальянских компаний. Но я-то пришел с фондового рынка, поэтому акционеры попросили меня начать действовать в этом ключе, делать компанию информационно более открытой.

- Когда вы планируете достичь продаж в 1 млрд евро?

- А мы уже «миллиардный» бренд, если брать в расчет только розничные продажи. Мы отчитались, что в 2013 г. оборот компании Gianni Versace S.p.A. вырос на 17,2% до 479,2 млн евро. Эта цифра складывается из розничных продаж в бутиках под нашим собственным управлением (267,6 млн евро), наших оптовых продаж (174,1 млн евро) плюс роялти, которые мы получаем от производителей товаров под брендом Versace (37,5 млн евро). А если суммировать все розничные продажи под брендом Versace, то они уже больше 1 млрд евро.

- И все-таки благодаря чему вы так быстро вернули компанию Versace к прибыльности и придали ей такое ускорение?

- Три характеристики бренда Versace - модный, люксовый, создающий стиль жизни. Все в компании выполняют большой объем работы, но та, кто наполняет все эти характеристики смыслом, - это госпожа Донателла Версаче.

Когда вы начинаете реструктуризацию люксовой компании, вам необходимо держать под контролем все аспекты - от А до Я. Не только структура компании должна быть отстроена правильно, но и продукты во всех категориях - кутюр, прет-а-порте, аксессуары, часы и проч. - должны соответствовать друг другу, должна быть выстроена правильная коммуникация. И одним из направлений этих коммуникаций является новый концепт наших бутиков, который на 100% соответствует новой селекции наших коллекций, - нам необходимо донести дух Versace до наших покупателей. Этот концепт был впервые представлен два года назад в Пекине. Я в то время был поглощен перестройкой компании, но госпожа Донателла сумела убедить меня, что в мире люкса, в мире моды невозможно заниматься только организационными вещами, не думая одновременно о том, какой именно продукт будет стоять за реструктурированной компанией. Как вы понимаете, на разработку новой концепции бутиков требуются годы. И теперь, благодаря вовремя принятому решению, у нас есть не только правильное место, где продавать, но и что именно там продавать. В конечном счете именно в этом заключался секрет нашего успеха.

- Какова сейчас пропорция продаж в компании Versace между разными категориями товаров и разными каналами дистрибуции?

- 52-53% наших продаж - это товары для женщин, остальное - для мужчин. 60% продаж - это одежда, 40% - аксессуары (лицензионные продукты я здесь не учитываю, поскольку за них мы получаем роялти). Обувь, ремни, сумки - изделия из кожи становятся для нас все более и более важными.

Еще пять лет назад мы были нишевым брендом с оборотом 260 млн евро. Теперь у нас оборот - почти 500 млн евро, это значит, что у нас гораздо более широкий ассортимент. Благодаря таланту госпожи Донателлы мы добились того, что аксессуары дают нам уже 40% оборота, а это значит, что мы выходим в новые сегменты дистрибуции - например, в ритейл для путешественников: у нас есть точка в московском аэропорту «Шереметьево», а в аэропорту Гонконга бутик Versace находится под нашим прямым управлением.

Роялти дают нам около 10% доходов - в 2013 г. они выросли на 7,4% до 37,5 млн евро. Самый большой сегмент лицензионных товаров - это парфюмерия, затем очки и часы. Ювелирную коллекцию Atelier Versace мы запустили два года назад по предложению госпожи Донателлы Версаче - цены на эти ювелирные украшения, которые делает наш партнер в Дубае, компания Samra, могут достигать $1 млн.

Мы будем открывать новые ювелирные бутики Versace, в первую очередь на Ближнем Востоке - в Абу-Даби, в Palazzo Versace в Дубае...

- Инвесткомпания Blackstone Group купила 20% Gianni Versace S.p.A. Что эта сделка даст вашей компании и почему была выбрана именно Blackstone?

- После первого года работы акционеры Versace убедились, что обещания менеджмента имеют под собой конкретную основу. Мы реинвестировали прибыль, при этом всем - и мне, и акционерам - было очевидно, что Versace имеет потенциал для резкого роста в будущем при условии финансовых вливаний. Совместно с банками Goldman Sachs и Intesa мы начали искать финансового партнера.

Blackstone - финансовый инвестор и идеально подходит на ту роль, которая была уготована семьей для такого инвестора изначально. Blackstone купила почти 20% Versace и заплатила за это 210 млн евро, из которых 150 млн будут инвестированы непосредственно в компанию и послужат ее дальнейшему росту. Наш следующий шаг - выход на фондовую биржу, как только рынок будет к этому готов. Blackstone полностью разделяет наше видение будущего развития компании.

- Как изменились доли акционеров после появления Blackstone?

- Операционной компанией Gianni Versace S.p.A. владеет холдинг GV Holding. 50% этого холдинга было и остается у Аллегры Версаче, 20% - у Донателлы Версаче и 30% - у Санто Версаче. Blackstone получила 20% в Gianni Versace S.p.A.

- А почему вообще семья решила разместить акции компании на бирже?

- Потому что они хотят получить средства на дальнейшее развитие компании и при этом сохранить над ней контроль - они продадут только незначительную часть своих акций.

- Благодаря инвестициям Blackstone компания Versace собирается увеличить число бутиков под собственным управлением с нынешних 137 до более чем 200 к 2016 г. Какие страны для вас приоритетны?

- Рост компании происходит не на одном рынке. Четыре года назад главным двигателем роста была Азия, в частности Китай, - 30-35% роста. Сейчас - только 13-18%, но это по-прежнему рост. С 2011-2012 гг. самый быстрорастущий рынок для нас - это США: 38, 32% роста. И эти цифры роста достигнуты еще без инвестиций Blackstone!

Россия для Versace - исторически один из важнейших рынков. У нас были проблемы с нашим старым партнером, но теперь у нас новый партнер, суперпрофессиональный, - «Джамилько». С ним мы планируем открытие в Столешниковом переулке нового флагманского бутика Versace, причем уже в новой концепции.

- Вы знаете, насколько силен был бренд Versace в России, что 20 лет назад у него практически не было конкурентов в нашей стране?

- Конечно, знаю. Но представьте себе, что вы наслаждаетесь полетом в шикарном лайнере A380 и вдруг у него отказывают двигатели. Что делать?

Это именно то, что произошло с Versace. Донателла была музой Джанни, но в одночасье такую потерю нельзя было восполнить. Сегодня она отвечает за весь процесс дизайна в компании, руководит огромным количеством людей и работает со мной семь дней в неделю.

Семь дней в неделю - это не фигура речи: не шесть дней, а именно семь. В ее ведении - разработка всех продуктов во всех линиях: высокая мода, прет-а-порте, Versace Jeans... Все эти продукты когерентны. И это еще одна причина нашего успеха.

На протяжении четырех последних лет мы неизменно демонстрируем рост, который выражается двузначной цифрой в процентах. При этом 60% нашего оборота приходится на товары первой [самой дорогой] линии - Versace Prima Linea. Вообразите, какой потенциал у бренда, у его более доступных линий, если до сих пор 60% продаж нам дает первая линия! При том что у всех линий Versace - та же самая ДНК, креатив того же уровня.

- Меня не удивляет, почему госпожа Донателла работает семь дней в неделю: Versace - это ее жизнь. Но что побуждает вас работать семь дней в неделю на компанию, которая принадлежит другим?

- Мы прописали это в своей стратегии, согласовав со всеми акционерами: бренд Versace должен быть не только люксовым, модным и задающим стиль жизни, но также должен быть и возбуждающим интерес. В компании превосходный командный творческий дух, госпожа Донателла - отличный командный игрок, это и побуждает работать меня семь дней в неделю; и теперь, с инвестициями Blackstone, я надеюсь, что мы добьемся и четвертого измерения бренда.

- Компания Versace сама что-нибудь производит?

- Даже если у вас есть прекрасные дизайнерские идеи и прекрасное качество продукта, но вы не можете поставлять его стабильно и в срок - вы не добьетесь успеха. Так что важность производства и цепочки поставщиков нельзя недооценивать. Если бы мы беседовали с вами в Милане, я бы показал вам 35 наших швей, которые работают над моделями haute couture. Ведь высокая мода - в ДНК Versace. Да, в процессе реорганизации нам пришлось сокращать людей, но у нас и мысли не было, чтобы тронуть отдел высокой моды. Ведь это творческая лаборатория госпожи Донателлы.

В первой линии Versace все изделия производятся в Италии - мы же люксовая компания. У нас есть компания под Миланом, она производит все прототипы и образцы Versace Prima Linea. Они передаются нашим итальянским поставщикам, которые выпускают серийные модели под нашим контролем.

Товары других линий - Versace Collection, Versace Jeans - выпускаются по контракту с нами в Средиземноморье. Понятно, что часы, очки или посуду производим не мы - это, соответственно, Timex, Luxottica и Rosenthal, - но ничего не выпускается без одобрения госпожи Донателлы Версаче.

Отели мы тоже сами не строим, но разрабатываем для них дизайн интерьеров.

- Кстати, об отелях Versace. Этот проект начинал ваш предшественник, открытие второго отеля Palazzo Versace уже несколько раз переносилось. Вы видите смысл продолжать этот проект?

- Versace была первой компанией из мира высокой моды, которая объявила о намерении открыть брендированный отель и сделала это - первый Palazzo Versace открылся в Австралии в 2000 г. В начале следующего года должен открыться Palazzo Versace в Дубае. В 2013 г. мы подписали контракт об открытии еще одного Palazzo Versace - в Макао, он должен появиться до конца 2017 г. Мы считаем, что отели Versace отлично формируют такую характеристику нашего бренда, как стиль жизни: гости ходят по мозаичным полам, созданным госпожой Донателлой Версаче, отдыхают в кроватях Versace, пьют кофе из чашечек Versace... Гостиничные операторы у этих отелей разные, но стандарты дизайна и качества обслуживания задаем и контролируем мы.