От редакции: Любовь к патриотизму

М.Стулов/ Ведомости

Образ патриота в общественном сознании является довольно популярным объектом исследования социологов. В очередном опросе ВЦИОМа граждан спрашивали, кого можно считать патриотом (в зависимости от поведения).

Большинство (84%) пришли к выводу, что человек, не чувствующий любви к России, не патриот. Не патриоты также те, кто хочет переехать в другую страну (68%), уклоняется от службы в армии (66%), дает или берет взятки (66%), не знает государственной символики (65%), уклоняется от уплаты налогов (63%), имеет счета за рубежом (53%), работает в некоммерческой организации - «иностранном агенте» (52%), отказывается от участия в выборах (51%), публично высказывает мнение, не совпадающее с точкой зрения государства (47%). Могут быть патриотами те, кто имеет второе гражданство (48%), хочет вступить в брак с иностранцем (62%), работает в иностранной фирме (65%).

В определении патриота важны не только ответы, но и вопросы. Легко заметить, что для определения патриотичности использованы актуальные политические тенденции и, скажем, кампания по дискредитации НКО - иностранных агентов уже дала плоды в обществе, а борьба со вторым гражданством - еще нет.

Эти вопросы показывают текучесть и неопределенность понятия «патриотизм», его зависимость от конъюнктурной политической повестки и того, кто эту повестку задает. В нашей культуре (но не только в нашей) патриотизм - ценностно нагруженное понятие, поэтому за его содержание и критерии всегда ведется борьба между социальными группами. Еще Лермонтову приходилось любить отчизну «странною любовью».

В январском исследовании «Левада-центра» граждан спрашивали, кто должен определять, что патриотично, а что нет. Государству эту роль отвели 8,9%, затруднились ответить 7,3%, а 83,8% согласились с тем, что патриотизм - глубоко личное чувство. Здесь кроется глубинное противоречие. Если патриотизм - личное, индивидуальное чувство, как можно говорить об основанной на нем общности людей? Если же патриотизм задается извне, властью или другими группами влияния, как определить критерии и кто достоин их определять? Как проверить, правильно ли ты любишь родину?

Когда власть определяет понятие патриотизма - это уже не чувство, а идеология. Она способна разделять людей, особенно если накладывается на ксенофобию и культивацию образов врага. Термину «патриотизм» в результате придается прикладной смысл: ты должен вести себя так-то и так-то, чтобы считаться патриотом (а иначе можешь быть наказан). В этом, наверное, не было бы ничего страшного, если бы в российской политике была свободная конкуренция идеологий, но ее нет.

В недавнем прошлом власть пыталась определять патриотизм позитивно - через модернизационную повестку. Но это оказалось сложно, и власть легко соскользнула на привычный вариант мобилизационного патриотизма, ориентированного на борьбу с врагом.