Интервью - Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы
Заместитель мэра Москвы по ЖКХ и благоустройству - о тротуарной плитке, дворниках-гастарбайтерах, июльской аварии в метро, бизнесе родственников и ежевечернем обходе столичных улиц1986
главный инженер Ремстройтреста Волгоградского района Москвы
1990
первый зампредседателя исполкома Волгоградского райсовета Москвы
2000
префект Северного административного округа
2002
префект Южного административного округа
2007
первый заммэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Москвы
2010
заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства
Штрихи к портрету
«Мой рабочий день начинается чуть раньше восьми утра. Я приезжаю либо в кабинет, либо на объект. И заканчивается в 24.00 - не раньше. Часиков в девять вечера переодеваюсь и еду проводить штабы или же пешочком иду смотреть по улицам. Километров 10 я прохожу каждый день. Сплю я мало - мне шести часов хватает. Все субботы я на работе, в воскресенье тоже стараюсь посетить объекты. Вот недавно перевозили «Буран» на ВДНХ - я в субботу в 22.00 прибыл в парк и закончил работу в воскресенье в семь часов утра. Все восемь часов ножками протопал от места перевозки до ВДНХ - это 15 км. Если 15 умножить на три, потому что я бегал туда-сюда, представьте, сколько я пробегал. Восстанавливаюсь на работе. Это правда. Отпуск у меня бывает раз в год - после майских праздников, когда заканчивается отопительный сезон. Люблю быть с семьей, с внуками. На даче, в деревне в Курской области. Там живут мама - ей 85 лет - и сестры. Люблю на велосипеде кататься. В кино не хожу, на театры не хватает времени».
Кто виноват в трагедии в метро
Петр Бирюков, как председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы, руководил аварийно-спасательными работами после катастрофы в метро 15 июля. «В целом всем процессом руководил сам Сергей Собянин, по несколько раз в день был на месте. Во время аварийно-спасательных в круглосуточном режиме в течение 4-5 дней работало около 1000 человек», - рассказывает он. Предварительные выводы о причинах аварии - как у следствия, так и у независимых экспертов - пока говорят о том, что ненадлежащим образом были выполнены мероприятия по установке стрелочного перевода. «Каждый на своем участке работы должен выполнять то, что предписано инструкцией, - говорит Бирюков. - Если версия со стрелочным переводом подтвердится, это так, то в аварии виноваты специалисты метрополитена и службы, которые занимаются установкой этого механизма».
Петр Бирюков в системе городской власти работает почти 30 лет: прошел все этапы, начиная от руководителя района и префекта ряда округов до заместителя мэра Москвы. «Когда я начинал, и Москва была другой, и москвичи были другими. Уровень благосостояния был ниже, запросы горожан скромнее. У города не было тех материальных и технологических возможностей, как сегодня», - говорит он. О том, как ему работается с Сергеем Собяниным, и изменениях в жизни города он рассказывает в интервью «Ведомостям».
- Вы работали в системе городской власти с Гавриилом Поповым, Юрием Лужковым, теперь с Сергеем Собяниным. С кем работать сложнее?
- Вы знаете, пожалуй, сейчас сложнее. Уточню, в каком плане. Тот диалог, который выстроен сегодня с москвичами, не позволяет и не допускает никаких отклонений и интерпретаций. Вот буквально. Те механизмы, что сегодня созданы для общения с горожанами, - абсолютный показатель результатов твоей работы.
- А что мешало раньше видеть результаты работы?
- Все, конечно, зависит от руководителя. От того, как выстроена сама система взаимоотношений между исполнителями.
- Стили руководства сильно отличаются?
- Совершенно разные. Стиль руководства Собянина - лично участвовать во всех вопросах. Он до мелочей вникает в каждую тему, в любую суть. Кроме того, принципиальное отличие сегодняшней системы городской власти - открытость для москвичей.
- Вы единственный заместитель в команде мэра, который сохранил не только свои позиции, но и всю команду. Как считаете, почему Сергей Собянин вас оставил?
- Это было решение мэра, мне не кажется правильным комментировать его решение.
- Я слышала версию, что Бирюкова не меняют, потому что не на кого. Вы считаете, что вы незаменимы?
- Незаменимых людей нет.
- Вы в правительстве Москвы, пожалуй, самый опытный чиновник. Это дает преимущества? Насколько комфортно общаться с коллегами, которые намного моложе?
- Несмотря на возраст, все специалисты опытные и профессионалы. Сергей Семенович умеет всех объединить.
- Считается, что в аппаратной борьбе самый большой вес у тех чиновников, кто распоряжается большими бюджетами. Какой бюджет у комплекса городского хозяйства?
- А можно встречный вопрос? Если у вас в квартире не будет воды или электричества, кого вы вспомните добрым словом?
- Вас, конечно. Правда, что с учетом как раз платежей населения бюджет вашего хозяйства составляет почти 1 трлн руб.?
- Нет, конечно! Весь бюджет Москвы - около 1,5 трлн руб., и большая часть уходит на социальные нужды. Комплекс городского хозяйства далеко не самый большой комплекс.
- Какими средствами вы распоряжались при прежних властях? Бюджет изменился?
- Изменился. Он увеличился примерно на 15-20% по сравнению с 2010 г. Это связано с тем, что были изменены многие регламенты. Например, при уборке: если выпало 10 см снега, мы раньше должны были убрать его за семь дней плюс давалось по одному дню на каждый дополнительный сантиметр. Сегодня этот объем нужно убрать за три дня и последующие 10 см в тот же срок. Если летом раньше мы мыли дороги один раз, то сейчас - три. У нас стало 190 парков, и они эксплуатируются по первой категории. Если цветников было порядка 350 000 кв. м, то сейчас 760 000. Это все удорожает работы. Но при этом работ мы сегодня делаем больше на 25-30%.
- За счет чего?
- Оптимизировали расходы. По большому счету сейчас работать намного интересней: видна цель, задачи ставятся четко и требования жесточайшие, если они не выполняются.
- Какую же цель вы видите?
- Сейчас мы работаем по 16 целевым программам, предусматривающим модернизацию буквально всех сфер жизни города. Программы обеспечены финансированием, и мы знаем, что нам нужно делать сегодня, завтра, через год. Они дают самое важное - возможность работать системно; это то, чего недоставало в предыдущие годы. Комплекс городского хозяйства работает в рамках нескольких программ в 70 направлениях: парки, скверы, пешеходные улицы, капитальный ремонт и т. д. Вот уже три года мы не начинаем никакие работы, если не обсудили ту или иную тему с жителями.
- Когда Собянин пришел к власти, многие были недовольны плиткой. Неужели и тогда советовались с жителями?
- Что бы ни говорили, но есть экспертные данные. Плитка - экологически чистый продукт. Выбросы от испарений асфальта достаточно велики - в год получается до 1 млн т различных выбросов. Посмотрите сейчас пешеходные зоны - Никольская, Большая Дмитровка, Замоскворечье: везде плитка. Народ комфортно ходит. Да и раньше на Арбате была плитка, и никто не возражал.
- А вы сравнивали соотношение площадей - сколько асфальта в городе и какая часть покрытий пришлась бы на плитку?
- Если бы 18,5 млн кв. м тротуарных покрытий сделали плиткой, то, конечно, эффект бы был - экологию бы улучшили значительно. Но мы плитки уложили около 1 млн кв. м. Должен сказать, что мы за последние четыре года при решениях мэра - Сергея Собянина действительно совершили революцию в вопросах благоустройства. Например, сегодня у нас 23 000 благоустроенных дворов. Когда начинали программу, только 2500 дворов более-менее отвечали требованиям.
- Каким?
- Были полностью изменены стандарты. Теперь дворы включают несколько элементов. Первое - твердое покрытие, второе - детские игровые площадки (впервые появилось понятие «стандарт детской площадки»), третье - прогулочные сети, досуговые площадки для людей любого возраста.
- Сколько денег потратили?
- В первый год - порядка 14 млрд руб., потом - около 12 млрд руб. ежегодно. Сейчас мы переходим к тому, чтобы не ремонтировать дворы, а поддерживать их в надлежащем виде. А заложенные средства будем направлять на создание общественных пространств. Последние три года мы все эти работы проводим по согласованию с муниципальными депутатами. Вместе с ними создали порядка 800 межквартальных городков - игровых, со спортивными элементами.
- Сколько стоит обустройство парков и пешеходных зон?
- На обустройство парка стандарт - около 12-15 млн руб. на гектар. Дальше определяет экспертиза, в зависимости от элементов досуга. Пешеходные зоны на окраинах стоят примерно столько же и подороже - в центре. Например, до 2011 г. в Москве была только одна пешеходная зона - Старый Арбат. Затем мы сделали пешеходными Камергерский, Столешников переулки. В прошлом году мы сделали пять пешеходных зон в центре и 28 - в округах. Сегодня протяженность пешеходного пространства в городе достигла 60 км, до конца года будет около 100 км. В этом году делаем Покровку и Маросейку, Пятницкую улицу, пешеходный маршрут от площади Гагарина через Хамовники до площади Европы протяженностью 6,5 км.
- Какая самая дешевая и сама дорогая пешеходные зоны?
- Пятницкая - 450 млн руб., Камергерский, Столешников - около 1 млрд руб. Все зависит от ширины улицы, площади мощения, в целом объема работ.
- Город еще занимается созданием единого домового дизайна, сейчас вы начали менять указатели на домах. Кто вам придумал такие знаки - их же не видно?
- Предлагают архитекторы. Кроме того, у нас есть совет по общественным пространствам - все решения воплощаются после обсуждения с жителями.
- А как делятся парки между департаментом культуры и комплексом городского хозяйства?
- У департамента культуры было 17 парков, которые занимались организацией досуговой деятельности. Все остальные парки были у территориальных органов власти и у департамента жилищно-коммунального хозяйства. У нас было всего 97 парков, мы 75 отдали департаменту культуры, предварительно их капитально отремонтировав. В прошлом году появилось движение «Народные парки», создали так 52 парка. В этом году будет еще 53. Это были озелененные территории, и москвичи предложили там разбить парки - не менее 1,5 га. Сейчас всего 190 парков.
- Сколько всего денег потрачено на благоустройство парков?
- Порядка 25 млрд руб.
- Это с учетом Парка им. Горького?
- Нет, это отдельная тема. И ВДНХ отдельно - мы в этот проект только зашли.
- Зато успели хорошо потратиться.
- Ни копейки!
- 3 млрд руб. выделено на благоустройство. Слышала, что выделяют еще 6 млрд руб.
- Вся разломанная плитка была заменена асфальтом. Реконструируем фасады и внутренние пространства 50 объектов. Перекладываем 2 км тепломагистрали, 3 км водопровода, почистили пруды, выполнили многие другие работы. Думаю, все это обойдется не более чем в 2,5 млрд руб.
- Почему благоустройство ВДНХ поручили комплексу ЖКХ?
- Хочу вам напомнить, что штаб по реконструкции возглавляет мэр Москвы. Все профильные направления правительства Москвы, конечно же, включены в состав штаба. И работы распределены по соответствующим направлениям. Именно поэтому благоустройством занимается комплекс ЖКХ. Мы восстанавливаем облик этой территории в пределах прежних проектных решений. Например, в Зеленом театре восстановили старую сцену, раскрыли фасады знаменитых павильонов. По сути, мы привели ВДНХ в первозданный вид. Очевидно, что территория ВДНХ имеет немало вопросов земельно-имущественного характера, и этими вопросами занимается комплекс Натальи Сергуниной [заместитель мэра Москвы]. Как только мы завершим свои работы, мы уйдем.
- А почему восстановлением старых фасадов занимаетесь вы, а не Москомнаследие?
- Не совсем так, здесь идет совместная работа комплекса ЖКХ с департаментом культурного наследия. Москомнаследие - идеолог, а мы - подрядчики, если можно так сказать. Мы делаем быстро.
- И дешево?
- Все проекты проходят государственную экспертизу. Мы убрали 300 несанкционированных павильонов. Первый этап работ должны завершить к 1 сентября. А дальше пойдут мероприятия по вливанию инвестиций.
- Почему парки передали департаменту культуры? Нет ли в этом минусов?
- Нельзя забывать, что парк - не только досуговая площадка, но и объект озеленения, в котором зеленые насаждения занимают более 70% площади. Уходом за ним должны заниматься квалифицированные специалисты, что по функционалу не очень свойственно департаменту культуры.
- Какая сфера из тех, которыми вы руководите, самая сложная?
- Если по-настоящему вникать, то сложны все сферы. Сложна сфера эксплуатации жилого фонда, это общение с народом, 540 управляющих компаний.
- Почему город хочет консолидировать у себя управление жилыми домами в Москве?
- Москвичи этого захотели.
- Как они захотели?
- У москвичей отношение к власти, доверие к власти гораздо выше, чем к частным компаниям.
- Я, например, вполне довольна частной компанией, которая управляет моим домом.
- Вы же сами знаете, что существуют и другие мнения о работе частных компаний. Мы получаем много замечаний в связи с этим. Вместе с тем частные компании сейчас управляют в городе порядка 25% жилых домов. Из 540 примерно 400 - частные компании (иногда они управляют одним-двумя домами). Мы сегодня переходим на эксперимент управления через ГБУ «Жилищник» (в каждом из 125 районов Москвы будет одно ГБУ, сейчас их создано 46). Это позволит повысить качество оказываемых услуг. Раньше в одном районе работали по несколько подрядных организаций, что приводило к нескоординированности их действий. Например, дорогами на территории района занимается одна компания, уборкой дворов - другая, управлением домами - третья, зелеными насаждениями - четвертая, ремонтом - пятая и т. д. Так набирается с десяток городских организаций. Доходило до абсурда: снег с дорог убирает одна компания, а с тротуаров - другая, а зачастую они просто перекидывают снег с одного места на другое. Теперь выполнять все работы собственными силами будет ГБУ «Жилищник» без привлечения подрядчиков.
- Как только сменилась власть, декларировалось, что город не будет заниматься бизнесом. В данном случае получается наоборот: город вытесняет частный бизнес?
- Позиция сегодня такая: что лучше для москвича, то и нужно делать. Мы не ущемляем конкуренцию. Но как понимать, если в фирме «Альфа» дворник зарабатывал 13 000 руб., а остальные деньги уходили на налоги, на прибыль учредителя компании и т. д. А сегодня он зарабатывает 25 000 руб. Кроме того, по Налоговому кодексу ГБУ освобождены от уплаты налогов на добавленную стоимость (18%), а из их расценок исключена прибыль, так как деятельность ГБУ не подразумевает извлечения прибыли. Город сможет экономить около 9,5 млрд руб. ежегодно. За счет этого мы приобретаем технику, повышаем зарплаты. Например, в созданных ГБУ нет граждан из Средней Азии - работают москвичи, 45% - из области, а также вахтовым методом - из регионов России.
- А как вы будете контролировать, чтобы в этих «Жилищниках» не начали нанимать гастарбайтеров и платить им по ползарплаты?
- Но это же будет госструктура, где руководитель будет отвечать своей должностью.
- Если он наймет половину своих родственников, как вы это докажете?
- Для этого есть контрольные органы. До сих пор работали частные компании, которые город нанимал на подряд, - вот в них я не мог контролировать, кто, кому и как платит зарплаты. Те же ДЕЗы нанимали подрядчиков, ведь у них не было никакой базы. А мы создали ГБУ, которые имеют свою базу, и мы закупаем для нее - для 46 ГБУ закупили порядка 3000 единиц техники.
- Сколько денег потратили?
- Ни копейки бюджет не выделил больше утвержденных лимитов - мы это сэкономили. Мы берем технику в лизинг и в течение пяти лет будем рассчитываться. В любом случае это выгодней. И вы видите, сколько красивой, качественной техники сейчас на улицах города работает? Я на днях встречался с российскими послами за рубежом. Один из них говорит: я заметил одну деталь - нахожусь здесь неделю и ни разу свои ботинки не чистил. Это уже показатель.
- Как вы будете у частных компаний забирать управление домами?
- Мы строим ГБУ в том числе на базе ГУП ДЕЗов, которые жители выбрали.
- А если жители оставят свою управляющую компанию, вы их дворы будете убирать?
- Будем. Мы будем продолжать проводить все работы, которые раньше выполняли по госзаказу.
- Насколько прибыльно управление жилыми домами?
- Сейчас, передавая на условиях госзадания деньги, которые были на госзаказе, мы вдвое увеличили зарплаты, создаем бытовые городки, закупаем технику - не добавив ни копейки. Значит, это выгодно? Ни один частник не будет ставить на первое место интересы горожан - его интересует прежде всего прибыль. Ведь раньше подрядчики даже технику не закупали. Есть еще ГБУ «Автомобильные дороги», они убирают примерно треть площадей. Когда-то ДМУ-1, на базе которого мы создали ГБУ, имело 140 единиц техники и 250 работающих. За три года оно выросло до 2500 единиц техники и 8000 работающих.
- А сколько сейчас город тратит денег на эту сферу?
- Примерно 55-60 млрд руб. ежегодно.
- Вы не боитесь, что разорятся частные компании? Ведь в этой сфере было занято большое количество людей?
- Все москвичи, которые работали на эксплуатации жилого фонда, охотно переходят в ГБУ. Если кто-то и перестанет зарабатывать, то только владельцы этих подрядных организаций. В каждом районе в ГБУ будут работать от 1500 до 2500 человек - слесари, сантехники, дворники, электрики и т. д. Если собрать все работающие организации, примерно столько и получится.
- А зачем вы строите еще и общежития?
- Мы создаем бытовые городки, в которых будут жить граждане, прибывшие из Брянска, Орла, Пскова и других регионов России для работы вахтовым методом.
- Как к такой идее относятся москвичи? Я бы была против, если бы рядом с моим домом организовали бытовой городок.
- Мы выносим эти городки в коммунальные зоны. Они никак не мешают москвичам.
- А в центре?
- Тоже, например в коммунальной зоне на Пресне. К слову, я сам живу в районе Красной Пресни.
- Нравится благоустройство вашего района?
- Нравится. Сделали потрясающие детские городки.
- У вас дома отключают воду?
- Как и везде! Мы когда-то отключали воду на 21 день, потом на 14. Мэром было дано поручение сократить до 10 дней.
- А если Собянин скажет - сократите до одного дня?
- Наверное, придет и такое время (смеется). Мы прошли четыре зимних периода, в Москве не было ни одной аварии на тепло-, энерго- и водных сетях.
- Как вы делите полномочия с департаментом строительства, который также строит дороги, сети?
- Там, где идет реконструкция или новое строительство, - это департамент строительства. Они строят и отдают нам - на эксплуатацию.
- А если некачественно построили?
- Мы не принимаем. Есть гарантии подрядчиков, потом качество мы проверяем техникой.
- Почему в Москве так часто меняют асфальт?
- Это вам так кажется. Назначение ремонта объектов улично-дорожной сети происходит на основании оценки их эксплуатационного состояния. Межремонтный срок дорог - 3-5 лет, тротуаров - 7 лет.
- Зачем вы моете дороги в дождь?
- Вы ведь не чистите пылесосом испачкавшуюся обувь? Для того чтобы ботинки, на которые налипла грязь, отмыть, их надо намочить, чтобы грязь раскисла. Вот такой же принцип и уборки городских дорог. Идет выхлоп газа, он оседает на поверхности, и дождь как раз их расквашивает. И когда они раскисли, поливомоечные машины под напором сбивают весь этот осадок в водосточную сеть.
- Единственная сфера, которую вы отдали частникам, - это вывоз мусора.
- Не совсем. Сейчас в пяти округах проходит эксперимент. Мы заключили контракт на 15 лет - примерно 3060 руб. за вывоз 1 т мусора. Инвесторы должны построить мусороперерабатывающие заводы, полигоны и т. д.
- А разве не могли нанимать по-прежнему подрядчиков - пусть они бы и вывозили мусор?
- В этом случае городу пришлось бы самому строить все эти полигоны и заводы. Раньше в городе работало около 180 мусоровывозящих предприятий. Они привозили талоны с полигонов, а на деле вывозили мусор в ближайшее Подмосковье. А сейчас крупные компании, которые получили контракты, закупают технику, строят мусороперерабатывающие заводы, станции сортировки и т. д.
- Мне говорили, что доходность низкая. И многие из них через 3-4 года, когда придет время делать основные инвестиции, могут вовсе уйти с рынка.
- Если они исчезнут, то у нас есть залоговая стоимость в 10%, она у нас останется.
- Есть вопросы к победителям торгов: две компании зарегистрированы чуть ли не в квартирах, телефоны не работают. Кто они?
- Торги были открытыми, участвовали по несколько компаний. Они принадлежат частным лицам - я не знаю кому. Правительство Москвы никак не влияет на результаты конкурса. Для нас важно, как выигравшая компания исполняет условия контракта, а не то, кто у нее учредители и где она зарегистрирована.
- А сколько город тратил на вывоз мусора?
- Примерно 7 млрд руб.
- Когда будут следующие конкурсы?
- Еще месяца 2-3 посмотрим.
- Как идет капитальный ремонт домов?
- Мы в 2008 г. приняли программу, по которой должны отремонтировать 117 млн кв. м жилых домов - это ровно половина от всего жилого фонда. Всего в городе более 34 000 многоквартирных домов, из которых почти 60% построены в 1960-1970-х гг. Ежегодно на мероприятия по капремонту выделяется около 18 млрд руб. Мы ежегодно ремонтируем по 2000-2500 домов, из 117 млн кв. м мы уже отремонтировали около 45 млн кв. м. А дальше будет принят закон города Москвы «О капитальном ремонте», согласно которому владельцы должны будут делать ремонт за свой счет - делать накопительные паи. Но город все равно будет давать дотации на эти цели. Один показатель - лифты. До того как Сергей Семенович заступил на должность, у нас было 25 000 лифтов, которые отработали свой амортизационный срок. Была принята программа отремонтировать их до 2016 г. Заканчивается 2014 год, будет отремонтировано около 17 000 лифтов. Но лифты стареют, поэтому программа продлена. Одна деталь - мы их не ремонтируем, мы их меняем.
- А зачем вы ставите знаки во дворах, запрещающие парковку?
- Я не ставлю - это ГИБДД или ЦОДД. Все, что плохо, - это Бирюков виноват? Кстати, Бирюков - четвертая по распространенности фамилия в Москве.
- Ирина Петровна, Евгений, Анжелика, Наталья, Екатерина и Алексей Бирюковы - неужели все однофамильцы?
- Надо разбираться.
- Евгений Алексеевич Бирюков, которого считают сыном вашего брата Алексея Бирюкова, был учредителем ООО «ЕВС», которое выигрывало госзаказы в сфере ЖКХ.
- Не знаю такого. У Алексея такого сына нет.
- Ирина Петровна?
- У меня есть такая дочь.
- Была раньше совладелицей фирм «Транскапитал Со» и «Тескла» вместе с Ольгой Белостоцкой, гендиректором ГУП «Экотехпром». Этот ГУП подчиняется департаменту ЖКХ и занимается вывозом твердых бытовых отходов из жилого сектора Москвы.
- Белостоцкая работает, совместного бизнеса у них точно нет.
- А какой бизнес у дочери? Не видите конфликта интересов, если дочь выигрывает тендеры в подведомственном отцу комплексе?
- Я никому никаких протекций не составляю и составлять не буду. Я люблю общаться с семьей и придерживаюсь принципа: мы никогда не говорим о бизнесе.
- Чем занимается брат?
- Не знаю. Раньше он работал в стройкомплексе и, насколько я знаю, ликвидировал все свои компании.
- У него есть дочь Анжелика? Она владела компанией «УСЛ механизация».
- Дочь Анжелика есть, она работает в пресс-службе спортивного комплекса «Лужники».
- Почему так много тендеров комплекса выигрывает среди прочих компания Геннадия Животинского?
- Он вместе с партнерами создал компанию «Дормост»: они умеют работать, но пока кулаком по столу не хлопнул - как и все строители. Его организация большого восторга не вызывает.
- Вы производите впечатление человека, которого невозможно вывести из себя. А сложности и у вас бывают?
- Конечно, как и у любого человека, и иногда по многу раз в день. Я живой человек, как все люди - радуюсь, переживаю, огорчаюсь. Могу рассердиться, если вижу плохо выполненную работу, безалаберность.
- Какие качества больше всего цените в людях?
- Порядочность, честность, преданность дружбе. С коллегами - работоспособность и честное отношение к делу. Не люблю, когда врут.
- За что можете уволить подчиненного?
- Я грожусь уволить, но не увольняю. Ведь лучшего еще надо найти. Принцип - бей, дави, но не до конца. Даю возможность подняться. Работа построена так, что люди понимают, что надо делать.
- Отличаются ли старое и новое поколения чиновников?
- Каждый чиновник живет в ногу со временем. Раньше была одна система управления, сейчас другая. Кто когда мог подумать, что любой москвич может по интернету прислать информацию и достучаться до властей? Сейчас это так, и, конечно, это всегда держит тебя в форме.