Америка недобурила

AP

В долларовом выражении «Роснефть» сократит инвестпрограмму на 30% в 2015 г., «Лукойл» - на 15%. Если нефтяникам удастся обеспечить прежний уровень инвестиций, в 2016 г. нефть может стоить в пределах $60-80 за баррель, но в случае сворачивания инвестпрограмм она может подорожать до $100-110 из-за дефицита мощностей, сказал президент «Роснефти» Игорь Сечин в интервью The Independent.

В пятницу цена апрельского фьючерса нефти сорта Brent превысила $60 за баррель - $61,52 на конец дня. Декабрьский фьючерс, самый дорогой в этом году, на конец дня стоил $67,15. С июня прошлого года баррель Brent подешевел вдвое, в середине января он стоил за $45.

Цена нефти начала существенно расти по завершении 16-часовых переговоров в Минске лидеров Франции, Германии, Украины и России 13 февраля; перед встречей Brent подешевела на 2,5%.

Минские переговоры оказали влияние на цену нефти, но вряд ли существенное, более важной для рынка была информация о снижении количества буровых установок в США, полагает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Алексей Кокин из «Уралсиб кэпитал» уверен, что это совпадение: одновременно с новостями из Минска появилось сообщение крупнейшей в Техасе нефтедобывающей компании Apache, что она сократит количество буровых на 70%. Минские соглашения не повлияли на котировки нефти, категоричен он.

В пятницу нефтесервисная компания Baker Hughes сообщила, что за неделю количество буровых установок в США снизилось на 5% и достигло 1056 шт. С июня их количество сократилось на треть, министерство энергетики США тем не менее прогнозирует рост суточной добычи по итогам года на 600 000 баррелей.

ОПЕК в ноябре приняла решение не снижать добычу: дешевая нефть сама заставит высокозатратную добычу, в основном сланцевые проекты США, уйти с рынка.

Аналитики сходятся во мнении, что в ближайшее время цена снова пойдет вниз. Кокин предсказывает $50-55 за баррель в ближайшие две недели. Ценовой тренд изменился, но рост был слишком быстрым, вероятно, будет откат, тем более что добыча нефти не падает, согласен Полищук: риски снижения цен сохраняются, но маловероятно, что цена уйдет к $40, рынок уже увидел, что даже при более высоких ценах бурение в США резко сокращается. $65-70 уже достаточно, чтобы продолжить наращивать добычу трудноизвлекаемой нефти на некоторых проектах в США, продолжает Полищук, фундаментально цены могут держаться около этих значений, но произойдет это ближе к концу года.

Георгий Славов из Marex Spectron говорит, что при текущем балансе спроса и предложения верхний предел роста цен находится в районе $65 за баррель.

Технические уровни сопротивления находятся на отметках $62 и $72,5 за баррель Brent, рынок уже пытался сменить динамику на этих уровнях в конце 2014 г., но цена продолжала падать, указывает Павел Василиади из UFS.

Более пессимистичен прогноз аналитиков Bank of America Merill Lynch: цена барреля Brent достигнет $40 в ближайшие два месяца. Превышение предложения над спросом в первом полугодии 2015 г. составит 1,4 млн баррелей в сутки, объясняют они, а в IV квартале 2014 г. оно составляло 0,9 млн баррелей.

Также большими темпами растут нефтяные резервы, причем не только на суше: около 20 млн баррелей хранится в танкерах, и такой же объем зафрахтован на будущее. Это сильно увеличило стоимость фрахта и при снижении цен на нефть хранить ее дальше в танкерах станет невыгодно, это увеличит предложение, предостерегают аналитики банка.

При цене в $60 за баррель нефтяные компании смогут существовать, но не станут развивать новых проектов, которые необходимы для поддержания добычи в будущем, предостерегает Полищук. Рублевые капиталовложения при $60 за баррель и 60 руб. за доллар останутся на уровне 2014 г., считает Кокин: 70-80% затрат нефтяных компаний - в рублях, поэтому слабый рубль на фоне дешевой нефти им выгоден.

Основная составляющая затрат нефтяных компаний - налоги, а для государства комфортным уровнем была бы цена от $70 за баррель и выше, говорит Василиади.