«Автодор» хочет платить инвесторам ЦКАД по фактической инфляции

Но это лишь осложнит им жизнь, говорят участники рынка и эксперты
С.Портер/ Ведомости

Госкомпания «Автодор» подготовила обновленную финансовую модель для секций ЦКАД 3 и 4, сообщил вчера предправления «Автодора» Сергей Кельбах (его цитаты по «Прайму»). Ее ключевое отличие - плавающая ставка финансирования, рассказал он.

Речь идет о привязке ставки финансирования к фактической инфляции на момент перечисления платежа от государства инвестору, уточняет представитель «Автодора». Ставка будет определяться по формуле «инфляция плюс премия».

Предложения по обновленной финансовой модели внесены в правительство, сообщил Кельбах. По словам пресс-секретаря вице-премьера Аркадия Дворковича, эти предложения еще не рассматривались.

Секции 3 и 4 будут строиться и обслуживаться на основании концессионных соглашений. Концессионеры должны вложить в строительство порядка 40% инвестиций (см. врез), а затем содержать дорогу. Возврат инвестиций будет осуществляться за счет регулярных платежей государства.

Сколько нужно от инвесторов

32,7 млрд руб., или 43% стоимости строительства должен будет найти концессионер по секции 3. Это участок длиной 105,3 км на севере и северо-востоке Московской области
28,8 млрд руб., или 38% капитальных затрат - вклад концессионера по секции 4. Это часть ЦКАД к востоку и юго-востоку протяженностью 96,5 км

Предполагалось, что инвестиционный платеж не будет корректироваться на соотношение фактической и прогнозной инфляции, говорилось в материалах «Автодора» к роуд-шоу проекта, которое проходило в конце сентября прошлого года. Согласно финансовой модели «Автодор» рассчитывал, что концессионеры привлекут финансирование на строительство под 11,25% годовых, следует из информационного меморандума проекта.

После обесценения рубля, ускорения инфляции и повышения ключевой ставки участники конкурса предупредили «Автодор», что привлечь финансирование будет в лучшем случае непросто. Но по словам Кельбаха, с актуализированной моделью финансирования никто из участников не откажется от конкурса.

С точки зрения участника банковского рынка, использование плавающей ставки инфляции не является оптимальным, так как у российских банков отсутствуют источники финансирования с привязкой к инфляции, указывает руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ капитала» Олег Панкратов. При использовании ставки инфляции привлечение банковского финансирования будет крайне затруднительным, резюмирует он, для банков предпочтительнее использовать базовую ставку ЦБ или MosPrime. Получить комментарии других компаний, подавших заявки, вчера вечером не удалось.

Привязка к инфляции уже используется в проекте строительства участка трассы М11 Москва - Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Проект достался консорциуму с участием «ВТБ капитала» и Vinci, который не смог в срок договориться о привлечении финансирования.

Использование ставки с привязкой к фактической инфляции не облегчит, а скорее усложнит концессионерам привлечение финансирования, считает партнер PwC Дмитрий Ковалев, ведь у банков практически нет пассивов под «инфляцию плюс». При привлечении заемного финансирования концессионерам была бы наиболее комфортна фиксированная ставка, но «Автодор» вряд ли решится заложить в финансовую модель ставку, по которой сейчас можно было бы привлечь банковское финансирование, например 20%, продолжает он. Иначе возникает риск, что государство, в случае снижения стоимости денег в будущем, будет переплачивать концессионеру. Вводя привязку к фактической инфляции, «Автодор» берет на себя инфляционный риск, объясняет Ковалев, так, будущие платежи будут рассчитываться по прогнозной инфляции, а если фактическая ее превысит, платить придется больше запланированного.