Утюги за сапогами

Зачем России суверенная операционная система для интернета вещей

Правительство хочет, чтобы до 2022 г. в России была создана национальная операционная система для устройств интернета вещей (IoT) – от беспроводных мышей, клавиатур, умных чайников и холодильников до счетчиков и прочих систем, подключенных к интернету в домашнем хозяйстве, офисах и промышленности. Софт, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ по программе «Цифровая экономика», должен превосходить зарубежные операционные системы «по ключевым параметрам быстродействия, безопасности и отказоустойчивости».

К 2018 г. число IoT-устройств, по прогнозу Ericsson, превысит количество мобильных телефонов. К 2022 г. на них придется 57% из 28 млрд устройств, подключенных к глобальной сети. Устройства интернета вещей в целом более уязвимы, чем стационарные компьютеры или мобильные гаджеты. Сейчас умные холодильники, чайники и телевизоры – идеальные боты для нужд хакеров: они круглосуточно в сети, у них динамический IP-адрес, для них почти нет антивирусов, и хозяева не меняют на устройствах предустановленные стандартные пароли, объяснял «Ленте.ру» Дмитрий Волков из Group-IB. Такая бот-сеть из 500 000 устройств, куда вошли также веб-камеры, кофемашины и тостеры, использовалась, например, для DDoS-атак на российские банки, сообщала «Лаборатория Касперского» в 2016 г.

Интерес к IoT-устройствам испытывают не только хакеры, но и спецслужбы. АНБ интересовалось получением информации от медицинских приборов, подключенных к интернету, а директор национальной разведки США Джеймс Клэппер прямо назвал интернет вещей первым в списке кибертехнологий, несущих глобальные угрозы. «В будущем разведслужбы могут использовать [интернет вещей] для идентификации, наблюдения, мониторинга, отслеживания местоположения, а также подбора объектов для вербовки или получения доступа к сетям и учетным данным пользователя», – цитирует The Guardian выступление Кэппера в сенате. Российские спецслужбы также читают The Guardian и не хотят отставать. Вопрос находится на контроле у Совета безопасности России, писал РБК. Именно Совбез поручил правительству заняться национальным софтом, кроме того, главе Минпромторга поручено наладить в стране «массовое производство» отечественных IoT-устройств.

Другие страны, конечно, озабочены проблемой, но таких радикальных решений пока никто не принимал. Возможно, с патриотическим софтом для IoT получится лучше, чем с собственными операционными системами, поисковиками, офисным ПО, смартфонами, планшетами и компьютерами. Хотя почему лучше? Какие вещи, такой и софт. Идея полностью укладывается в стандартную тему импортозамещения и экономики безопасности, которые нацелены на производство дорогого и плохого продукта для потребления вне конкуренции.

«Если наш софт рассматривается как барьер для допуска международных корпораций на территорию России, это парализует выход отечественных компаний за пределы страны», – отмечает IT-эксперт Иван Бегтин. Что-то развивать придется только внутри своего рынка и на госзаказ.

Но кто сказал, что российские умные холодильники должны хорошо холодить? Главное, чтобы они не формировали у хозяина слишком большие потребительские запросы, а заодно транслировали какую-нибудь пропаганду, сообщали сведения отечественному «большому брату» и чтобы их можно было легко удаленно отключить.