«Магнит» ослабил тягу

«Магнит» Сергея Галицкого отчитался о росте выручки всего на 6,4%/ Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейшие российские продовольственные ритейлеры отчитались о продажах за прошлый год. Самыми быстрорастущими стали лидер рынка – X5 Retail Group, а также петербургская «Лента», вошедшая в топ-3 российских ритейлеров (без учета французского «Ашана»). Выручка Х5 увеличилась на 25,5%, «Ленты» – на 19%.

«Магнит» краснодарского предпринимателя Сергея Галицкого отчитался о росте выручки всего на 6,4% до 1,14 трлн руб., что намного ниже прогноза менеджмента компании. Осенью после публикации слабых результатов III квартала «Магнит» снизил прогноз годового роста до 8–10% с первоначальных 9–11%.

Аналитики ждали ускорения оборота «Магнита» в конце года благодаря в том числе эффекту низкой базы. Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал рост выручки в последнем квартале до 10,8%. Но этого не произошло, наоборот, выручка продолжала снижаться – до 6,2% против 6,5% в III квартале.

Резкое ускорение продаж в 2018 г. вряд ли произойдет. Компания ориентируется на рост выручки на 7–9% за год без учета инфляции, сообщил на телеконференции с аналитиками и инвесторами финансовый директор «Магнита» Хачатур Помбухчан.

Что случилось с «Магнитом»

Основная причина плохих показателей – снижение на 3,37% сопоставимых продаж, т. е. зрелых, проработавших более года магазинов. Ключевой формат для оборота «Магнита» – одноименные магазины у дома, где сопоставимые продажи сократились на 1,42% из-за оттока покупателей (-2,63%). В итоге за год чистая прибыль «Магнита» рухнула на 34,7% до 35,53 млрд руб. Рентабельность EBITDA сократилась с 10 до 8%.

Но самый неприятный сюрприз – снижение темпа роста выручки в IV квартале, отмечают аналитики «Атона». Они связывают это с несколькими факторами: замедлением продовольственной инфляции, небольшим количеством прошедших редизайн магазинов, сохраняющимся желанием покупателей экономить, высокой долей продаж по промоакциям и сильной конкуренцией.

Ритейлер продолжит программу редизайна магазинов: в планах на 2018 г. – обновить 1200 точек и потратить на это 12 млрд руб., сообщил Помбухчан. Число обновляемых магазинов может быть увеличено, добавил заместитель гендиректора «Магнита» по продажам и HR Илья Саттаров, также компания может начать «редизайн light», т. е. тратить меньше денег на обновление не старых точек. Пока в новом виде работает 37% магазинов у дома, по словам Саттарова. Кроме того, «Магнит» проводит «санацию» неэффективных точек: за год закрыт 221 магазин у дома, 129 магазинов косметики, 18 магазинов крупных форматов.

X5 уходит в отрыв

Главный конкурент «Магнита» – управляющая «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями» X5 по продаже продуктов питания обогнала компанию Галицкого еще в 2016 г. – правда, без учета оборота магазинов бытовой химии и косметики «Магнита». В 2017 г. X5 стала абсолютным лидером – ее выручка достигла 1,29 трлн руб. «В среднем сектор продуктовой розницы пока находится не в лучшей форме, X5, как наиболее эффективный ритейлер, использует все возможности для увеличения своей рыночной доли за счет конкурентов», – отмечали аналитики «БКС глобал маркетс». X5 добилась высоких темпов открытия новых магазинов, поддерживая устойчивые сопоставимые показатели, такие как выручка, средний чек и трафик, поясняли они.

«Лента» ускорилась

Другая перестановка среди топ-5 ритейлеров России по итогам 2017 г. – «Лента» с 365,2 млрд руб. стала третьим по обороту российским продавцом, оттеснив «Дикси». Последней все никак не удается восстановить рост после смены руководства и пересмотра ассортимента – выручка группы «Дикси» упала на 9% до 282 млрд руб.

Причем под конец года темпы роста выручки у «Ленты» оказались даже выше, чем у X5, – 23,39 против 23,37% в IV квартале соответственно. Кроме того, в октябре – декабре сопоставимые продажи «Ленты» увеличились на 5,2%, средний чек – на 4,6%, обращают внимание аналитики «Сбербанк CIB». То есть по сравнению с III кварталом эти показатели у «Ленты» выросли, тогда как в «Пятерочке» рост среднего чека замедлился. Аналогичные наблюдения и у Константина Белова из «Уралсиба».

«Лента» уже бывала самым быстрорастущим продовольственным ритейлером в России, но затем сбавила темпы. Сказались покупка петербургских магазинов Kesko в конце 2016 г., которые начали оттягивать на себя поток клиентов, экономия потребителей, ужесточение конкуренции и низкая инфляция. Как говорил «Ведомостям» источник, близкий к «Ленте», замедление роста оказалось неожиданным и вызвало даже растерянность у менеджмента. Затем компании удалось восстановить темпы: «Покупатели позитивно реагировали на предпринимаемые нами изменения в предложении, ассортименте, маркетинге и коммуникациях», – говорил ранее гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг.

«Теперь «Лента» – наш фаворит в сегменте розничных сетей», – пишут аналитики «Сбербанк CIB».