Помощь за конкуренцию

Сергей Пузыревский, замруководителя Федеральной антимонопольной службы России

В прошлом году мы были свидетелями важных событий. Президент подписал указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Это исторический документ, потому что он провозглашает активное содействие развитию конкуренции приоритетом деятельности президента, правительства, федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Любое их решение должно оцениваться с точки зрения влияния на конкуренцию. Это очень важно, потому что хотя мы и говорим, как важно развивать конкуренцию, но конкретными управленческими решениями зачастую убиваем ее. Это и назначение единственных поставщиков, и монополизация одной компанией товарных рынков, и создание огромного количества унитарных предприятий и усиление государственного сектора. Свидетелями этого мы являемся практически ежедневно.

Мы добились очень хороших результатов в защите конкуренции, неоднократно отчитывались, что у нас одно из лучших в мире антимонопольное законодательство. Но что тем временем происходит с конкуренцией?

Президент дал всем указание заниматься вопросами конкуренции всерьез и надолго. ФАС теперь участвует в системе стратегического планирования. Вопросы конкуренции должны теперь красной линией проходить через все стратегические программы.

Сергей Пузыревский

Окончил Московскую государственную юридическую академию.
С 2004 г. – заместитель начальника, начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции.
С 2008 г. – начальник правового управления ФАС.
Со 2 октября 2015 г. – замруководителя ФАС.

Конкуренция начинается с регионов. И президент не только дал общие установки в Национальном плане развития конкуренции, но еще и провел Госсовет, в котором участвовали главы 85 регионов. Президент дал им четкие указания – например, в каждой отрасли должна быть определена доля частного сектора. Мы объездили все регионы, поговорили с их руководителями, и многие из них – кто-то с большим энтузиазмом, кто-то с меньшим – сказали: да, мы будем заниматься развитием конкуренции. Конечно, они и так обязаны это делать, потому что есть поручение президента. Но многие не понимали, насколько важна для экономики конкуренция и что она даст региону. А когда начинаешь объяснять плюсы для регионального бюджета, они задумываются и говорят: давайте попробуем.

Каждый регион должен утвердить ключевые параметры развития конкуренции до 2022 г.: сколько будет частных больниц, сколько – частных образовательных учреждений, долю частного сектора в промышленности и других сферах. И после этого начнется работа по достижению этих показателей.

Многие могут сделать это для галочки, отчитаться об успехах, но ничего в структуре экономики региона не поменяется. Поэтому очень важно не только утвердить эти показатели, но и сделать так, чтобы регионы были заинтересованы увеличивать долю частного сектора. Решение, как добиться этого, к сожалению, еще не принято, идет дискуссия. Вряд ли стимулом может быть почетная грамота руководителю региона. А вот если с 2022 г. от достижения установленных показателей будут зависеть бюджетные субсидии, субвенции отраслям, то стимул будет более ощутимым, тогда мы получим к 2022 г. реальные результаты. А без этих механизмов мы получим, возможно, пшик.

Текст подготовлен по материалам выступления на X ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», проведенной газетой «Ведомости» 26 октября в Москве.