Как выживает малый бизнес во время эпидемии

Многие молодые компании на грани разорения, но есть и те, кто выиграл
Варвара Гранкова

16 марта мэр Москвы Сергей Собянин запретил массовые мероприятия с участием более чем 50 граждан – ограничения касаются стадионов, учреждений культуры и кинотеатров. А с 30 марта, во время нерабочей недели, будут закрыты все кафе и рестораны, розничные точки, кроме продуктовых магазинов и аптек, парикмахерские, бани и салоны красоты. «Ведомости» опросили более 40 малых и средних предприятий из разных регионов России, какие ограничения, введенные для борьбы с коронавирусом, их затронули. Однако среди опрошенных нашлись и те, чей бизнес в марте только вырос.

Запрещенные услуги

Под ударом оказались общественное питание и сфера услуг – за исключением сектора онлайн-образования и онлайн-развлечений, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

Рентабельность предприятий общественного питания низкая, а посещаемость в марте драматически упала (со следующей недели и вовсе общепит будет работать только на доставку). Сетевые кафе и рестораны предпримут шаги, чтобы сохранить персонал и бизнес (как это сделала «Шоколадница», договорившись о временном трудоустройстве своих сотрудников в «Магнит»), но малые предприятия не смогут платить аренду и закроются, думает Бурмистров. А первыми пострадали туристические фирмы, отмечает он.

В приложении Surprise Me продается 220 экскурсий на английском и русском по 67 городам России, СНГ и Евросоюза. Большинство покупок делали англоязычные туристы, путешествующие по Европе, но теперь продажи на карантине, шутит сооснователь Surprise Me Александр Головатый. Сейчас предприниматели сделали экскурсии с открытой датой и перезапускают экскурсии внутри России. Вынужденный простой отрасли помогает расширить контент: небольшие компании и гиды создают в приложении новые экскурсии в расчете на комиссии с продаж, когда туризм снова заживет, говорит Головатый.

Корпоративный театр для детей «Миро Берасо» перестал получать заказы полторы недели назад, рассказывает его соосновательница Виктория Боринова. По ее словам, московские аниматоры ищут альтернативы: поздравления через интернет и квесты, которые можно провести удаленно, передав заказчику стерильный реквизит.

Основатели EcoDecor Илья Таланов и Дарья Скворцова делают крупногабаритные пазлы и комнаты для квестов под ключ – от декора до программного обеспечения. В месяц они продавали около 50 изделий, в основном в Европу. Но сейчас продажи замерли, сетует Таланов. Теперь он придумывает портативные продукты, которые европейские организаторы квестов смогут передать заказчикам на карантине.

За март число посетителей барбершопа Men’s Club & Barbershop в Воронеже уменьшилось на 30%, отмечает основатель Олег Любивый. Предприниматель сказал, что вложил много средств в обучение персонала и не намерен никого увольнять. Но заработок мастеров сократился, часть его составляли проценты с заказов, говорит Любивый. Он уверен, что переживет кризис, его компания справится даже с полным закрытием на карантин, но маленькие компании-конкуренты закроются (сейчас в Воронеже 29 похожих заведений).

В группу «Маяк 13» входит около 200 открытых по франшизе и 13 собственных кафе – часть из них работала в вузах и была закрыта на карантин. На прошлой неделе продажи в Москве упали на 20%, на этой – на 70%, падение в регионах – примерно 10–15%, рассказывает сооснователь «Маяк 13» Алексей Миронов. В ситуации неопределенности поставщики требуют оплату по факту. Сейчас компания ведет переговоры с арендодателями – часть вводит арендные каникулы, часть предоставляет скидки в 20–50%, – а также экстренно подключается к агрегаторам. Ранее сотрудничать с ними было невыгодно, а сейчас это единственный способ получать выручку, говорит Миронов. Количество бронирований мест в ресторанах упало в 3,5 раза, замечает основатель сервиса бронирования «Томесто» Кирилл Шнуров. Сейчас предприниматель сокращает сотрудников и издержки, а также готовится к полному закрытию на карантин и тому, что не все рестораны откроются после него.

Создатель онлайн-сервиса по продаже страховых полисов Prosto.Insure Артем Климов рассказывает, что продажи туристических и спортивных страховок упали до нуля, ОСАГО – в 2 раза. В феврале 2020 г. страховая компания показала рекордную выручку в 10 млн, в марте она сократится до 3 млн, говорит Климов. Катастрофический месяц: люди в последнюю очередь думают о страховке автомобиля, отмечает Климов. Теперь Prosto.Insure разрабатывает новые продукты и планирует переключиться на продажу обязательных страховок.

Не продукты

Все продавцы и производители непродовольственных товаров, особенно одежды и обуви, будут испытывать затруднения из-за резкого сжатия спроса, считает Бурмистров. Представители малого бизнеса это подтверждают.

В марте клиенты стали реже приезжать в комиссионные люксовых товаров Komilfo, продажи в торговых залах упали на 60%, говорит сооснователь компании Андрей Федотовский. Чтобы подстегнуть онлайн-продажи, владельцы сделали доставку бесплатной (при условии выкупа заказа), а оценщики сами выезжают на дом к тем, кто хочет сдать вещи на продажу. Если бутики Komilfo будут приносить убытки, придется их закрыть и полностью перейти в онлайн, добавляет Федотовский.

Татьяна Мартынова и Валентина Таранина шесть лет шьют галстуки-бабочки и подтяжки. Что это товар не первой необходимости, предпринимательницы ощутили сразу после новостей о карантине: до марта продажи составляли около 30 000 руб. в день, сейчас – от 0 до 3000 руб. На счетах «Чинаски» сейчас 300 000 руб. – месячный бюджет на аренду и зарплату четырех сотрудников. Чтобы продолжить платить, Мартынова и Таранина продают галстуки со скидкой 50% – ниже себестоимости. Меры поддержки не компенсируют падение выручки, говорит Мартынова.

Лаборатория «Сенсор-тех» производит устройства «Чарли», которые помогают глухим и слепоглухим людям общаться с окружающими. Они распознают речь и переводят ее в текст на экране. Стоят они 200 000–270 000 руб. В кризисный момент крупные дистрибуторы и покупатели решили придержать деньги и не закупать новые устройства «Чарли», так как не считают их предметом первой необходимости, говорит Денис Кулешов, директор лаборатории «Сенсор-тех». Сейчас производство загружено на четверть, а многих сотрудников переориентировали на научно-исследовательские задачи. Был план реализовать около 50–70 устройств за полгода, сейчас мы будем рады выполнить его хотя бы на 30%, замечает Кулешов.

В 2016 г. три выпускника «Физтеха» разработали сервис Sizolution, который встраивается в сайты онлайн-магазинов и помогает клиентам подбирать одежду нужного размера и фасона. Работают с ритейлерами в России и Европе. На российском рынке ситуация стабильная, некоторые ритейлеры даже стали активнее, а в Европе проекты откладываются, рассказывает сооснователь Sizolution Станислав Подшивалов.

Полина Смирнова и Ольга Бакутина выпускают детские плакаты-раскраски «Каракули». Представители компании называют свою продукцию идеальным способом занять ребенка дома на карантине, но количество заказов сократилось и у них. Сейчас компания развивает новое для себя направление. «Делаем айдентику, дизайн этикеток, упаковки, сайтов», – говорит представитель проекта «Каракули».

Еда не первой необходимости

Из-за коронавируса и роста спроса на продукты торговые сети увеличили закупки продовольствия – но не мороженого, говорит Мария Майданюк, сооснователь производителя мороженого IceBox. Оно не относится к товарам первой необходимости, а ритейлеры сейчас озабочены обеспечением складов именно этой категорией товаров. И в целом стало сложнее общаться с представителями торговых сетей. Они массово перешли на удаленную работу: рабочие телефоны недоступны, приходится общаться через почту, рассказывает Майданюк.

Основательница семейной мануфактуры варенья «Густо. Фемели» Виктория Костанецкая тоже отмечает, что их варенья продовольственный ажиотаж не коснулся. Зато рост курса валют влияет на закупки сырья и стеклотары: предпринимательница покупает банки в Германии и поставщик выставляет счет в евро. «В феврале мы успели купить по приемлемой цене, сколько будет стоить следующий закуп, пока не ясно», – говорит Костанецкая.

Около государства и ЖКХ

На положение компании – разработчика геоинформационных систем «Точка юга», отметил ее сооснователь Анатолий Милюков, коронавирус не повлиял. Компания сотрудничает в основном с муниципалитетами. «Пока работает госсектор – работаем мы», – говорит Милюков.

Компания «Телеком-проект» разрабатывает IT-системы для управляющих компаний ЖКХ. Область ЖКХ довольно стабильна, отмечает ее владелец Евгений Цаплин. «До обращения Путина я бы мог сказать, что мы не ощущаем последствий борьбы с коронавирусом. Теперь все изменилось. Следующая нерабочая неделя может создать нам много трудностей: большинство управляющих компаний переводят оплату в конце месяца. Вопрос, получим ли мы деньги в срок и сможем ли вовремя выплатить аренду и зарплаты», – рассуждает Цаплин. По его словам, от обязательств никто не отказывается, но не ясно, успеют ли компании сделать необходимые перечисления.

Для дома и дачи

Исключение на сокращающемся рынке непродовольственных товаров составляют отделочные товары и товары для дома: они будут показывать сильный рост весь 2020 год, уверен Бурмистров.

Компания «Сеем семена» из Кирова продает автономные фермы, с помощью которых можно вырастить зелень и микросалат прямо в квартире. Около 35% комплектующих, электронные компоненты, везут из Китая и Европы. После вспышки коронавируса основателям «Сеем семена» Павлу Паходину и Антону Бельтюкову пришлось искать другую логистическую компанию, которая бы организовала железнодорожную доставку, несмотря на карантин. Прежний партнер по авиаперевозкам после прекращения воздушного сообщения с Китаем и другими странами с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой доставку прекратил. Замена увеличила себестоимость продукта. Но спрос рос. За два месяца продажи ферм частным лицам выросли в 4 раза, в основном берут трехэтажные конструкции, прямо до потолка – люди больше проводят времени дома и больше заинтересованы в здоровом питании, говорит Паходин.

Расцвет онлайна

Люди реже покидают дома – вырос спрос на доставку. Сервис FruitPack доставляет коробки овощей и фруктов для приготовления смузи (хватает на 10 порций). После роста заболеваемости коронавирусной инфекцией ряд поставщиков из Юго-Восточной Азии прекратили поставки и FruitPack пришлось искать новых, а закупочные цены выросли из-за роста курса валют. Но число заказов выросло в 2 раза, говорит Антон Корбутяк, генеральный директор FruitPack.

Петербурженка Мария Володько доставляет домашний борщ в пластиковых контейнерах или в кастрюле. После роста заболеваемости борщ заказывают те же клиенты, но чаще, рассказывает Володько. Однако она лишилась 30% выручки из-за сокращения заказов обедов для офисов, которые раньше делали сотрудники соседних бизнес-центров. Сотрудники «Мегафона» и «Авито» перешли на удаленную работу и готовят сами, говорит она.

За две недели в онлайн-школе Skyeng в 3 раза выросло количество заявок от учителей, которые хотели бы преподавать английский. В детском сегменте конверсия заявок в оплаченные уроки увеличились на 50%, а у блога Skyteach стало вчетверо больше читателей по сравнению с прошлым годом, рассказал представитель компании.

Кемеровская компания Wachanga выпустила семь мобильных приложений: от трекера выпитой воды до гида по воспитанию детей до семи лет. В них можно отслеживать состояние здоровья родителей и детей, а также найти несложные советы от медиков. За две недели количество скачиваний и внутренних покупок выросло на 20%, рассказывает сооснователь Wachanga Максим Колпаков. Люди пристальнее следят за своим здоровьем, но медицинские консультации часто затруднены из-за режима изоляции – трекеры здоровья воспринимаются ими как доступная альтернатива, говорит Колпаков.