Фиона Доусон: «Ты всегда должен быть открыт для разговора»

Новая политика информационной открытости Mars Inc. Фионе Доусон пришлась по душе: она и раньше дружила с прессой
Президент по глобальным продажам продуктов и напитков Mars Inc. Фиона Доусон/ AFP PHOTO / ADRIAN DENNIS

Корпорация Mars меняет информационную политику. Больше 100 лет ею руководят члены семьи Марс, которые до недавнего времени никогда не общались с журналистами. Считалось, что за компанию должны говорить ее бренды – батончики Mars, Snickers и Milky Way, шоколад M&M’s и Dove, жевательная резинка Orbit и Wrigley’s, корма для животных Whiskas и Royal Canin. Виктория Марс, возглавившая семейный бизнес в 2013 г., поняла, что современный покупатель, чтобы доверять продукции компании, не готов ограничиться рекламой брендов, пусть даже очень известных. Он хочет знать о корпоративных принципах компании и людей, которые ею руководят. Об этом Виктория Марс в прошлом году подробно рассказывала в интервью «Ведомостям». Пять принципов Mars – качество, ответственность, взаимовыгодность, эффективность и свобода – это каждый может прочитать на сайте компании. Руководство и все сотрудники не просто декларируют эти принципы, но живут по ним, говорила Виктория Марс. Она очень ценит коллег: «Мы отличная корпорация, а отличную корпорацию создают отличные сотрудники, поэтому мне нужно привлекать лучших людей. И удерживать тех лучших, что уже с нами, чтобы у них была возможность читать про свою компанию и с гордостью говорить друзьям: вот где я работаю!».

Mars, Inc.

Пищевая компания
Владельцы – потомки основателя компании Фрэнка Марса.
Выручка (2014 г.) – $33 млрд.
Основана в 1911 г. По оценке Forbes, занимает 7-е место среди североамериканских частных компаний по размеру выручки (по итогам 2014 г.). Производит продукцию более чем в 70 странах мира. В 1995 г. открыла первую фабрику в России – завод по производству шоколада в подмосковном Ступине. Объединяет шесть сегментов бизнеса: производство шоколада, продуктов питания, напитков, кормов для домашних животных, Wrigley (жевательная резинка и кондитерские изделия) и научное подразделение Symbioscience. По данным Euromonotor International, является крупнейшим в мире производителем жевательной резинки (с долей 34%) и шоколадной продукции (с долей 14%).
Выпускает более 115 брендов продукции, в том числе шоколад (M&M`s, Snickers, Dove, Galaxy, Mars, Milky Way, Twix), корма для животных (Pedigree, Whiskas, Sheba, Cesar, Royal Canin), жевательную резинку и конфеты (Orbit, Starburst, Skittles, Doublemint), продукты питания (Uncle Ben`s, Dolmio, Ebly, Masterfoods, Seeds of Change) и др.

Идею открытой компании подхватили топ-менеджеры Mars Inc. Недавно глобальный президент Mars по продажам продуктов и напитков Фиона Доусон пригласила корреспондента FT провести с ней рабочий день.

Последовательница Вилли Вонки

В испытательном центре Mars Foods в английском графстве Лестершир Доусон потчевала журналиста FT блюдами по новым рецептам: «У нас есть цельнозерновой салат, новые соусы, лазанья и стирфрай». Журналист задает провокационный вопрос: а ей самой нравятся соусы Dolmio и Uncle Ben’s? Но он не застал ее врасплох. «К счастью, я большой фанат! – улыбается Доусон. – Не думаю, что можно выполнять работу вроде моей, не любя продукцию!» В свое время корреспондент другого издания – The Sunday Times – не мог прийти в себя от устроенной ему Фионой экскурсии по шоколадной фабрике (в 2013–2014 гг. она – президент Mars Chocolate UK). Он был зачарован процессом, наблюдая, как шоколадное драже Galaxy Minstrels приобретает жесткую оболочку. Глянцевая глазурь получалась с помощью машины, устройство которой Доусон назвала «феноменальным». А вот агрегат, насыпающий Minstrels в пачки, похвалить не смогла: несколько десятков конфет упали на пол, явно промахнувшись мимо пакетика. «Они продолжают вылетать!» – досадливо сказала Доусон.

Президент по глобальным продажам продуктов и напитков Mars – одна из доброй дюжины начальников, которые подчиняются непосредственно президенту компании Гранту Рейду. Офис Доусон находится в штаб-квартире в Брюсселе, а живет она с семьей в английском графстве Беркшир и проводит в разъездах 70% времени. Гостя из FT топ-менеджер принимала в «необычную неделю», когда она осталась в Англии. «На прошлой неделе я была в США, на следующей опять туда же поеду, а через неделю – в Брюссель», – перечисляет Доусон.

Но работать из дома тоже удобно: в нем есть помещение, оборудованное для видеоконференций.

Если она дома, то встает в 5.30 утра, чтобы выгулять собаку («это отлично прочищает голову»). А отдыхать Доусон любит за готовкой или возясь в саду, пишет The Sunday Times.

Путь в Mars

Фиона родилась 2 мая 1966 г. Ее отец – Адриан Кронин, популярный джазмен и первый директор программы Late Late Show («Позднее-позднее шоу») ирландского телеканала RTE, пишет Irish Independent. «Ребенком я проводила субботы в студии RTE за чтением сценариев, – вспоминала Доусон. – Это была фантастика! Дома нам позволяли ложиться поздно. Когда начинались титры [в шоу отца], а совы вылетали на охоту, мы ставили на стол сыр и бисквиты для отца. Мы жили в Черчтауне, не очень далеко от студии RTE». Правда, отец сделал все, чтобы дочь не пошла по его стопам и не посвятила жизнь музыке или другому искусству. По словам Доусон, «он <...> видел многих разочаровавшихся музыкантов, которые так и не достигли уровня, которого хотели бы» и поэтому считал, что музыка должна быть хобби.

«В детстве я часто думала, что хочу стать премьер-министром Ирландии», – признавалась Доусон The Sunday Times.

В 1988 г. Доусон окончила Тринити-колледж Оксфорда с дипломом в области экономики и социальных наук. В рамках программы по трудоустройству выпускников она устроилась в подразделение Mars в Дублине, потом ее отправили в центральные графства Англии. Начало карьеры в Mars Доусон провела в Лестершире, где стала привыкать к офисам с открытой планировкой. В таких работают топ-менеджеры Mars и даже Виктория Марс, у которой в открытом офисе «есть свой стол».

«Я очень привязалась к этому месту. Когда бы я ни приехала сюда, я вспоминаю свой первый день здесь», – рассказывает Доусон FT.

Когда Доусон вернулась в Ирландию в 1990 г., ее назначили бренд-менеджером Snickers. Бренд был спонсором чемпионата мира по футболу 1990 г. в Италии, а Ирландия впервые прошла квалификацию.

«Мама сказала, что я не останусь в Mars, но там так здорово было учиться, – рассказывала Доусон в интервью ресурсу Foodman Jobs. – Мне пришлось узнать о стольких аспектах бизнеса – от привлечения финансирования до сельского хозяйства, от продаж до производства!»

И все-таки Доусон на несколько лет ушла из Mars и работала в PepsiCo, где, по собственному признанию, однако, ей не хватало корпоративной культуры Mars. Так что Доусон предпочла вернуться в родные пенаты и в 1999 г. возглавила бизнес Mars в Ирландии. «Но в 2001 г. меня попросили переехать [в Великобританию] и стать директором по продажам всего бизнеса, – вспоминает она в разговоре с FT. – И я переехала, зная, что вряд ли вернусь в Ирландию». Отъезд и новую должность смогли подсластить, шутит The Irish Times: больше всего из продукции Mars Доусон любит конфеты Revels и постоянно их жует, ей подарили огромную коробку, наполненную упаковками с этими конфетами. «Я думала скорее об открывающихся возможностях, чем о собственных амбициях», – уверяет Доусон.

Преданность

Став топ-менеджером компании, Доусон получила доступ к семье Марс и стала их горячей поклонницей. «Они одна из причин, почему я осталась работать в компании», – рассказывала она The Sunday Times. Владельцев бизнеса она хвалит за то, что не особо вмешиваются в работу подчиненных. Доусон сравнивала Mars с флотилией, где у каждого капитана много полномочий. Виктория Марс на конференции Great Place to Work в 2014 г. говорила: «У нас нет большого централизованного управленческого аппарата – в нашем головном офисе работает всего 100 человек. Все отдано в регионы, которые и развивают бизнес».

«Но при этом они знают абсолютно все, что происходит в бизнесе в Великобритании, – отмечала Доусон, когда работала директором по продажам в Великобритании (в 2001– 2004 гг.). «В отличие от многих быстро растущих потребительских компаний мы крайне неформальны <...> Ты всегда должен быть открыт для разговора. Немало решений мы принимаем, собравшись за чьим-нибудь столом», – вновь отмечает она на страницах The Sunday Times прелести открытой планировки и царящую в Mars демократичность. «Их [семьи Марс] чувство равноправия опережало время», – восхищается Доусон в разговоре с FT. Но открытые офисы не мешали компании долгое время быть закрытой для мира, и Доусон поддерживала эту линию семьи Марс. «Мы очень счастливы в том смысле, что являемся одной из крупнейших частных компаний мира и нам не нужно делать заявления для внешнего мира», – говорила она. Впрочем, Irish Independent замечает, что сама Доусон была исключением: она не чуралась контактов с прессой и часто высказывалась в СМИ по разным поводам – от питания до благотворительности.

Похудевшие батончики

Доусон бесит «миф о большом бизнесе», который гласит, что корпорации – это зло. Напротив, «идет сдвиг к более здоровому образу жизни – и мы хотим быть уверены, что находимся на пике тренда», объясняет она корреспонденту FT. Но развенчать миф тяжело. Компания сообщила о поставленной цели снизить количество сахара и жиров в продукции и надеялась, что эта новость пойдет на пользу ее имиджу. И что же? Daily Mail откликнулась на это заголовком: «Не ешьте наши соусы чаще раза в неделю! Экстраординарное предупреждение пищевого гиганта». Mars действительно посоветовал есть некоторые свои продукты не очень часто – например, лазанью Dolmio, соусы для макарон и сырные соусы, в которых слишком велико содержание соли.

«Моей первой реакцией было: о чем они говорят? – делится Доусон с корреспондентом FT. – Это небольшая часть нашего ассортимента. Мы активно заявляем, что заботимся о здоровом питании, наши критерии строже, чем у кого-либо еще, они полностью соответствуют установкам ВОЗ». Как вещественное доказательство Доусон показывает журналисту банку с томатным соусом болоньезе Dolmio: «В томатном соусе не может [совсем] не быть сахара – ведь он содержится в томатах!» Журналист, правда, не преминул заметить в статье, что Mars «не может удержаться от искушения сыпануть еще немного сахара для регуляции кислотного баланса». Соли в соус будут добавлять меньше, но в разумных пределах. «Мы не хотим, чтобы вы начали сами досаливать наш соус или отказались от него – мы хотим переобучить ваши вкусовые рецепторы», – продолжает Доусон.

Эти речи кажутся бесконечно далекими от традиционных слоганов Mars, пишет FT. Помнится, реклама компании в 1970–1980-е гг. призывала каждый день съедать по одному шоколадному батончику, чтобы лучше работать, отдыхать и играть. Доусон твердо говорит, что ни она сама, ни компания не стыдятся этого факта: «Я крайне горда нашим наследием. Раньше не было таких споров о здоровье <...> Принципы питания изменились».

В 1990-е гг. бренды крупных корпораций столкнулись с серьезными обвинениями в том, что их владельцы интересуются только деньгами, вспоминала Доусон на страницах Irish Independent. В ответ Mars заявил, что к 2020 г. все используемое им какао будет сертифицировано Fairtrade или Rainforest Alliance, а рис – по стандартам Sustainable Rice Platform. В конце «нулевых» Mars озаботился проблемой здорового питания и потратил на исследования 10 млн евро, пять лет и 40 000 человеко-часов, чтобы к началу 2010-х гг. сократить содержание жиров в батончиках Mars, Snickers, Topic и Milky Way на 15%, пишет Irish Independent. Вдобавок компания изъяла свою продукцию из торговых автоматов в начальных школах и прекратила давать рекламу, нацеленную на детей до 12 лет. Как пишет FT, в 2012–2013 гг. Mars обязался снизить калорийность своих батончиков максимум до 250 ккал на порцию. Компания снизила их вес на 7 г, чтобы гарантировать, что в каждом содержится не более 229 ккал. Батончики претерпели существенную эволюцию: в 1980-х их стандартный вес был 49 г, в 1990-е они потолстели до 65 г, а сейчас похудели до 51 г.

В интервью The Sunday Times Доусон настаивала: «Мы никогда никоим образом не хотели представить батончик Mars здоровой едой. Это лакомство <...> Люди это понимают».

Семья не мешает карьере

Доусон – одна из учредительниц Женского делового совета, созданного в 2012 г. коалиционным правительством Великобритании для решения гендерных проблем, возникающих на рабочих местах. «Мои амбиции не ограничиваются карьерой. У меня амбиции быть хорошей матерью, хорошей женой, хорошим другом <...> Амбиции 2016 г. сильно отличаются от амбиций 1950-х», – констатирует Доусон в беседе с корреспондентом FT. Изданию Irish Independent она объясняла подробнее: «Амбиции – весьма изменчивая вещь, по мере того как вы становитесь старше. Когда родился мой первый ребенок, я не могла представить, что заведу второго. Я не могла представить, что буду любить кого-то так же, как первенца. Способность расширять горизонты – потрясающая вещь. Я так же амбициозна в семейной сфере, как в области карьеры и бизнеса».

Сейчас, имея за плечами 28 лет работы в Mars, Доусон убеждает журналиста FT, что семья не обязательно входит в противоречие с карьерой. «Оглядываясь назад, я понимаю, какую глубину, разнообразие и эмпатию могут подарить тебе наличие семьи и детей и работа над многочисленными задачами <...> Так, споры о здоровой пище я рассматриваю с точки зрения и матери, и бизнес-лидера».

Блиц-ответы для FT

– Что вы считаете поворотной точкой своей карьеры? – Назначение управляющим ирландским бизнесом компании. Я поняла, что мне нравится управлять компанией. – Если бы вы решили выбрать карьеру в другой сфере, чем бы вы занялись? – Конечно, политикой, хотя это занятие не для слабонервных. Я считаю, что отказ иметь дело с политикой – ошибка. – Как вы поддерживаете баланс работы и жизни? – Я люблю гулять с собакой, коккер-спаниелем Роли. Недавно я была в лесу, среди цветущих колокольчиков. Единение с природой – это отличная вещь, которой не хватает на работе. – Какие советы по строительству карьеры вы могли бы дать? – Попытайтесь найти что-то, что вам нравится и в чем вы хороши. Это отличная комбинация. Пытайтесь быть тем, кто вы есть, а не тем, кем вас считают другие.

Как и все, кому много приходится путешествовать по работе, Доусон часто ест в ресторанах. Для вдохновения она коллекционирует меню и разные сувениры из них. «Вот это из местечка, которое мы посетили с моими мальчишками. Это небольшой ресторан на улице Малберри в Нью-Йорке. Это маленькая Италия, вечно куда-то спешащая, каждый входит и начинает громко общаться. У ресторана нет звезд Michelin – просто вкуснейшая еда и по-настоящему веселая атмосфера», – рассказывает она FT.

Рядом с нью-йоркским лежит меню из Венеции. «Это было всего три недели назад, мы ездили с мужем и моим старшим. Это крохотное заведение около моста Риальто, самостоятельно вы его никогда не отыщете. Всего пара столов, вы сидите в тесноте, а они готовят свежайшую рыбу, только что с рынка». Неожиданно она перечисляет не только то, что заказала сама, но и что ели муж и сын.

Не задумывалась ли она, что эти настоящие итальянские шеф-повара взялись бы изготовить с помощью соуса для пасты Dolmio? «Думаю, эти ребята как минимум критично настроены <...> Но многим из них пришлось бы по вкусу быть такими же влиятельными, как мы». Вопрос журналиста явно ее расстроил, и Доусон добавляет: «Досадно, что британский народ уже не так гордится пищевой промышленностью». Она делает паузу, чтобы еще раз взглянуть на меню, и спокойно заканчивает: «Надеюсь, мы-то им нравимся».