От редакции: Бонус за доверие

Лозунгу “Догнать и перегнать Америку” очень много лет. Но он по-прежнему не дает покоя многим, например еврочиновникам. В принятой в 2000 г. Лиссабонской декларации говорится, что ЕС к 2010 г. должен был по экономическим показателям перегнать США. Для этого в Европе должно быть создано 20 млн рабочих мест, а средний уровень темпов экономического роста членов Евросоюза должен достигнуть 3% в год.

Но планы на 2010 г., похоже, срываются не только у нас. В III квартале 2004 г. экономика Германии, крупнейшая в ЕС, выросла всего на 0,1%. А в целом по еврозоне рост в 2004 г. не превысил 1,8%. Прогнозы роста на 2005 г. колеблются от 1,7% до 2,5%, недотягивая ни до ориентира в 3%, ни тем более до темпов роста в США, превышающих 3% в этом году при прогнозе около 3,5% на 2005 г.

Экономика недосягаемого лидера – США – сегодня отмечена целым рядом признаков возможного экономического кризиса. Огромные дефициты госбюджета (4,5% ВВП) и счета текущих операций (еще 5,6% ВВП) все в большей мере финансируются за счет краткосрочных спекулятивных капиталов из-за границы. В такой же ситуации – большой дефицит, финансируемый иностранным спекулятивным капиталом, – Мексика в 1994–1995 гг., Таиланд в 1997–1998 гг. и Бразилия в 2002 г. стали жертвами масштабных экономических кризисов. Отток капитала сопровождался резкой девальвацией национальной валюты – на 40–50% в течение года – и последующим сжатием ВВП.

Но с США все иначе – ВВП растет, курс доллара по отношению к корзине валют снизился лишь на 16% за три года. Основа этого парадокса в доверии к экономической политике США (при том, что отношение к некоторым действиям США в мире может быть негативным). Нетто-приток капитала в ноябре 2004 г. достиг $81 млрд, месяцем ранее – $48 млрд. Азиатские страны верят, что экономическая политика властей позволит США расти дальше, и скупают американские бумаги, стремясь поддержать позиции своих экспортеров на перспективном рынке за счет дешевой валюты. В результате сегодня иностранцам принадлежит 40% всего объема эмиссии гособлигаций США.

Доверие – тонкая субстанция и может раствориться вмиг. Но оно же дает поле для маневра и ресурсы для преодоления трудностей, позволяя в качестве бонуса существовать с суммарным дефицитом в $1 трлн. Не дефициту, конечно, стоит завидовать, а способности США вызывать доверие к своей понятной, но очень рискованной экономической политике. За это и бонус.