От редакции: Крепкий тыл

Юбилей Великой Победы заставил олигархов из РСПП задуматься о собственной роли в разгроме фашистских оккупантов, а точнее, о роли принадлежащих им фабрик и заводов. На официальном интернет-сайте союза появился внушительный список предприятий, сделавших вклад в победу. В ряду борцов с фашизмом оказались, в частности, структуры “ЛУКОЙЛа”, “Татнефти”, “Силовых машин”, ОМЗ, РЖД и группы “Мечел”, а “ЮКОС”, “Сибнефть” и даже “Газпром” в него не попали – правда, по уважительным причинам.

Как ни цинично это звучит, Великая Отечественная война оказалась довольно благодатной темой для корпоративного пиара. Под лозунгом “Все для фронта, все для победы” работал весь советский тыл, и в этом смысле всякое крупное предприятие с более чем 60-летней историей к победе так или иначе причастно. И структура, и форма собственности фабрик и заводов с тех пор, конечно, изменились, но подвиги остались, и все они теперь перечислены на сайте РСПП. Горьковский автозавод снабжал армию снарядами, минометами, минами и авиавзрывателями и во второй половине 1941 г. освоил производство более 20 000 видов деталей для танков, при том что работать в несколько смен приходилось в основном женщинам (а во время обеденных перерывов они еще успевали вязать носки и варежки для солдат). Ухтинский нефтеперерабатывающий завод (сейчас ОАО “ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка”) снабжал военных и осажденный Ленинград горюче-смазочными материалами и гуталином для чистки обуви. В свободное от работы время заводчане в обязательном порядке собирали и сдавали государству грибы и ягоды.

Попытки современных компаний заглянуть в историческое прошлое не всегда заканчиваются удачно. Американский ученый Джеймс Лайд, нанятый банком J.P. Morgan для исследования корпоративной истории, обнаружил, что в середине XIX в. банк брал в залог чернокожих рабов. В результате J.P. Morgan вынужден был принести потомкам рабов публичные извинения и выделить $5 млн в фонд поддержки афроамериканских студентов из Луизианы. Потомки рабов в судебном порядке требуют компенсаций от многих американских компаний, включая Lehman Brothers, FleetBoston, CSX Corporation, Aetna, Union Pacific Railroad, RJ Reynolds Tobacco, причем некоторые эпизоды обвинений в работорговле относятся к началу XVII в. А германские компании Volkswagen, Siemens, BMW, ThyssenKrupp и другие выплачивают компенсации узникам фашизма, которые в годы войны работали на их заводах.

Российским компаниям повезло больше. Крепостное право они не застали, а в повсеместном использовании рабского труда в советское время виноват прежний собственник – государство. Тем более что руководители предприятий делали все возможное, чтобы облегчить участь жертв сталинского режима. Можно прочитать, например, историю о директоре Ухтинского нефтеперерабатывающего завода Анне Молий, при которой многим заключенным профессорам-химикам (во время войны на заводе работали в основном политзеки) снизили сроки и даже выделили жилье, а после освобождения трудоустроили уже в качестве вольнонаемных работников. Так что российские промышленные гиганты, в отличие от западных, оказались в уникально благоприятной исторической ситуации. Трудовые подвиги можно смело записывать на свой счет, а все остальное – на счет прежнего собственника.