Смертельные игры

Увлечение виртуальной реальностью может привести к реальным жертвам. Недавно китайский суд приговорил к смертной казни 41-летнего Цю Чэнвэя, жестоко покаравшего похитителя виртуальной сабли. Он потратил немало усилий, чтобы стать обладателем “сабли дракона” – одного из самых мощных видов оружия многопользовательской онлайн-игры “Легенда мира III” южнокорейского производства, очень популярной в Азии.

Эта игра позволяет пользователям обмениваться предметами, и Чэнвэй одолжил саблю Чжу Цаоюаню. А Цаоюань без ведома владельца продал ее за 7200 юаней ($870), и оказалось, что у Чэнвэя нет никаких легальных средств наказать злоумышленника – Китай не защищает право собственности на виртуальное оружие. В итоге обиженный кибербоец убил Цаоюаня невиртуальным ножом, а затем явился в полицию с повинной.

Это не первая подобная жертва в Китае. В январе 13-летний мальчик покончил с собой, оставив предсмертную записку, в которой поведал, что из-за привязанности к компьютерным играм не может отличить виртуальную реальность от повседневности.

Вероятно, это неизбежные издержки быстрого роста индустрии цифровых развлечений – к 2009 г., по данным аналитической компании DFC, объем продаж онлайн-игр составит $9,8 млрд. Такие игры затягивают и порой подменяют играющим реальную действительность. А наживаются на этой психологической зависимости не только компании – разработчики игр, но и предприимчивые игроки, а в особенности – создатели виртуальных игровых сообществ.

Хотя виртуальные предметы, по счастью, еще нечасто фигурируют в криминальной хронике, торговля ими за реальные деньги процветает вовсю. Многие участники онлайновых многопользовательских игр с радостью расстанутся с сотней-другой долларов за то, чтобы получить преимущества в виртуальных баталиях. Онлайновые аукционы полны предложений по продаже “доспехов” и “предметов силы” за сумасшедшие с точки зрения не вовлеченного в процесс человека деньги. Так, хороший меч для игры EverQuest вполне реально продать за $2000–3000.

А в популярной в российском Интернете игре “Бойцовский клуб” полный комплект снаряжения, делающий героя практически неуязвимым, стоит $6000. Правда, в этой игре практически все решает основатель клуба – он может лишить человека “магической силы” и даровать ему могущество. Он избегает публичности и часто меняет квартиры – получая колоссальные деньги на “торговле воздухом”, сложно укрыться от внимания криминальных структур.