От редакции: Перенос, перегруз

Создается впечатление, что налоговая реформа принесена в жертву социальным расходам. Ведь именно предстоящий рост социальных расходов, по словам источников в Минфине, определяет бюджетные приоритеты будущего года. Согласно же внесенному в Думу проекту федерального бюджета на 2006 г., снижение доходов федерального бюджета, связанное с изменениями налогового законодательства, составит 18,6 млрд руб., или 0,07% ВВП. И это при том, что бизнесу ранее была обещана налоговая реформа, предполагающая ежегодное снижение налогового бремени на 1% ВВП вплоть до 2008 г. В итоге номинальная налоговая нагрузка на бизнес должна была снизиться с 37% ВВП в 2001 г. до 28% ВВП в 2008 г.

Однако вывод о прекращении снижения налогового бремени не совсем корректен. В России сегодня де-факто можно говорить о двух отдельных налоговых режимах: для топливно-энергетического комплекса и для перерабатывающих отраслей. Налоговое бремя между ними в последние годы распределено неравномерно, все большая его часть перекладывается с перерабатывающего сектора на ТЭК, причем “тяжесть” бремени для последних прямо зависит от нефтяной конъюнктуры.

В результате изменение налогового бремени в целом по экономике перестает быть показательным, теперь нужно смотреть по отдельным секторам. Например, последние налоговые новации – помесячный возврат НДС по капитальному строительству, ускоренная амортизация вновь вводимых основных средств – будут иметь больший эффект для капиталоемких перерабатывающих отраслей, инвестирующих в свое развитие, считает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. По его оценке, если исключить из расчетов увеличение фискального бремени на сектор ТЭК, то налоговая нагрузка на экономику в 2006 г. снизится на 0,7–0,8% ВВП. Получается, что снижение налоговой нагрузки на бизнес не прекратилось, а скорее перешло в иное качество и в неравной степени затрагивает разные секторы экономики.

Кроме всего прочего нужно учесть и то, что в 2006 г. впервые после кризиса 1998 г. бюджет рассчитан исходя из цены нефти, близкой к реальной, – $40 за баррель. Ранее бюджет считали, исходя из консервативного прогноза нефтяных цен, который к тому же менялся более плавно – от $18,5 к $22 и затем к $26 в течение 2003–2005 гг. – и был существенно ниже нынешней расчетной цены. Поэтому прямо сравнивать налоговое бремя в 2006 г. с предыдущими годами не вполне корректно.

То, что налоговая реформа в том или ином виде продолжается даже на фоне роста соцрасходов, можно считать позитивным фактом. Но если бы правительство могло воздержаться от проедания нефтяных сверхдоходов, темпы уменьшения фискального бремени могли бы быть выше. Снижение налоговой нагрузки – не самоцель, а средство подстегнуть рост экономики, который сегодня оставляет желать лучшего: консенсус-оценка – 5,3% в годовом выражении по итогам августа 2005 г. Едва ли такие темпы могут создать несырьевой фундамент для нашей экономики в обозримой перспективе. Нефть не будет дорогой вечно.

Итак, налоговая реформа продолжается не за счет снижения общего бремени, а за счет переноса основной тяжести на нефтяной сектор. Но возможности этого пути практически исчерпаны – нефтяная промышленность уже при нынешнем уровне налоговой нагрузки близка к стагнации.