От редакции: От двух до шести

Дошкольное образование заслуживает заботы и хорошего финансирования в силу важности этой ступени развития наших детей. Именно до школы у ребенка развивается память и воображение, формируются познавательные и коммуникативные способности. Дошкольное воспитание и обучение во многом определяют успех адаптации детей в школе и их умение учиться.

Между тем, по данным исследования Института экономики города «Анализ современных моделей повышения доступности услуг в сфере дошкольного образования и содержания», с 1990 по 2007 г. число детских садов сократилось почти в 1,9 раза. Детей дошкольного возраста к 2007 г. тоже стало меньше, но в 1,6 раза. С 2003 г., впрочем, дошкольников в стране снова стало больше: с 2003 по 2007 г. их количество выросло с 7,8 млн до 8,2 млн человек, и в детских садах их тоже стало больше – с 4,3 млн до 4,9 млн. При этом количество самих детсадов в этот период продолжало сокращаться: с 47 835 до 45 730. Отсюда очереди. Число детей, записанных в садики и ожидающих своей очереди, выросло с 2003 по 2007 г. с 405 000 до 2,2 млн. В дешевые муниципальные и государственные садики (в Москве до недавнего времени оплата составляла 770 руб. в месяц) родителям приходится занимать очередь до рождения ребенка. Частных садов мало, конкуренция между ними слишком низка, а плата за их услуги чрезмерна даже для жителей столиц.

Причина в том, что дошкольное образование оказалось пасынком образовательной системы. Передача его содержания на баланс регионов и муниципальных образований, бюджеты большинства которых зависят от дотаций, означает постоянный недостаток средств на строительство и ремонт детских садов и привлечение квалифицированного и доброжелательного персонала, которому родители могут без страха доверить своего ребенка. В проекте федерального бюджета на дошкольное образование выделено около 4,4 млрд руб. – немногим более 1% от всех расходов на образование (для сравнения: во Франции – около 4,5%). «Вопрос о том, чем является дошкольный блок – значимой компонентой образовательной системы или лишь довеском к ней, выполняющим в основном социальные функции, по-прежнему остается открытым», – считают авторы исследования.

Общепринятой системы дошкольного обучения, охватывающей большинство детей от двух до шести лет, нет. Нет и единого принципа взимания платы за обучение. В США в муниципальные детсады с невысокой платой – $450 – преимущественно попадают дети из малоимущих семей, кроме того, группы в этих садах многочисленны. Частные сады стоят существенно дороже, причем невысокая цена означает кратковременное пребывание. В Японии средняя плата за содержание ребенка моложе двух лет в государственном детском учреждении – около 60 000 иен ($600) в месяц, старше – около 30 000 иен, однако семьи с невысоким достатком платят существенно меньше. Франция на этом фоне выглядит островом социализма: подавляющее большинство детских садов – 17 250 из 17 410 – муниципальные и государственные с символической платой. В них ходят 79% детей в возрасте от двух до пяти лет (в школу, как правило, идут с шести). Важно, однако, что в развитых странах действует система, где государство обеспечивает доступность дошкольного образования через символическую оплату или создание конкурентной среды в этом секторе услуг.

В отдельных регионах – Москве, Пермском крае, Кемеровской и Тюменской областях – власти стремятся помочь создать сети частных и семейных детских садов. Меры поддержки дошкольного образования различны: доплата на содержание детей, финансирование зарплаты воспитателей и медицинских работников в семейных садиках, налоговые льготы бизнесменам, строящим новые детские сады. Это лишь первые шаги на пути к доступному дошкольному образованию.