От редакции: Пенсии или дефолт

Бюджетные дефициты никогда не были так велики, а правительства не занимали так много денег, как сейчас. Огромные государственные долги будут определять мировую экономическую политику ближайшего десятилетия. А гигантские дыры в государственных бюджетах грозят превратиться в причину следующего экономического кризиса.

В странах «двадцатки» бюджетный дефицит по итогам 2009 г. в среднем будет 10,2% ВВП, прогнозирует МВФ в докладе The State of Public Finances. Это самый высокий показатель со времен Второй мировой войны. Самый большой дефицит будет в США (13,5% ВВП), Великобритании (11,6%) и Японии (10,3%). Россия не выглядит исключением (8,3% ВВП).

Есть лишь четыре пути борьбы с дефицитом госбюджета: повысить налоги, урезать расходы, распечатать резервы (если они есть) и занять недостающие деньги. Судя по всему, правительства предпочитают последний вариант. По расчетам МВФ, к 2014 г. совокупный госдолг 10 богатейших государств мира пробьет планку в 119,7% их общего ВВП (сейчас – 78,8%). А по худшему сценарию достигнет 150% ВВП – небывалой величины в истории.

Гигантские долги – плата за антикризисные меры. Кризис обошелся «двадцатке» в $10 трлн. Прямые вливания в финансовый сектор и выкуп финансовых структур стоили $3 млрд, обеспечение ликвидности – $2,5 трлн, предоставление гарантий – $4,6 трлн. Но вопреки расхожему мнению кризис не самая главная причина бюджетных дефицитов. По расчетам фонда, стареющее население (пенсии и расходы на здравоохранение) обходится государственным бюджетам развитых стран в среднем в 10 раз дороже, чем антикризисные меры.

Россия тоже вписывается в эту тенденцию. В расходах российского бюджета 2009 г. на трансферты пенсионному фонду приходится 35,7% средств, а на антикризисные меры – 9,3%. Если не решить пенсионную проблему, то совокупный госдолг 10 богатейших экономик мира к 2030 г. достигнет 200% их ВВП, предупреждает МВФ.

Смогут ли государства выдержать такую долговую нагрузку или им придется прибегнуть к инфляции или даже дефолтам? Как показывает история, инфляция часто спасает правительства от выплаты долгов. Достаточно вспомнить, как благодаря гиперинфляции обесценился госдолг Германии после первой мировой войны и Японии – после второй. Скорее всего, высокая инфляция выручит правительства и на этот раз.

Тем более что центробанки уже и так вовсю печатают деньги, чтобы выкупать государственные облигации. Их поддерживают экономисты, уверяя, что инфляция – меньшее из зол в условиях кризиса.

Хуже всего, если правительствам придется занимать все больше и больше, чтобы рассчитаться по старым долгам. Это может затянуть в такую глубокую ловушку, откуда будет трудно выбраться. В любом случае наращивание госдолга откачивает ресурсы из частного сектора, замедляя экономический рост. В сочетании с высокой инфляцией это замедлит выход из рецессии еще больше. Вдобавок неизбежно начнут быстро расти процентные ставки, и в результате кризис плохих государственных долгов станет еще более вероятным. В таком случае придется готовиться к государственным дефолтам.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, правительствам никуда не деться от изменения бюджетной политики. Например, большинство стран «двадцатки» (как и Россия) отказались от больших антикризисных трат в бюджетах 2010 г. Как ни крути, сокращение бюджетных расходов – самый предпочтительный выход по сравнению со всеми остальными. Повышать налоги в кризис нельзя. Правда, вместо этого можно было бы отменить налоговые льготы, расширить налоговую базу и улучшить собираемость налогов. Но лучший выход – это уменьшить пенсионные и социальные обязательства, поскольку это серьезно ослабит долговую нагрузку на бюджет, но не замедлит экономический рост. Увеличение пенсионного возраста и другие изменения пенсионной системы сейчас обсуждают многие страны «двадцатки». Насколько эти меры возможны политически – большой вопрос.