Сергей Полонский

Лето 2009 г., упадок. «За год нам не удалось привлечь ни одного банковского кредита на стройку, а за последний месяц – продать ни одного квадратного метра недвижимости», – жалуется Полонский в обнародованном в четверг письме «инвесторам, партнерам и друзьям» (хотелось бы добавить – братьям и сестрам). По развалинам строительных империй рыщут волки финансового мира: Сулейман Керимов уже забрал часть ПИК, теперь Альфа-банк с 75%-ным дисконтом перекупил долг Mirax Group перед Credit Suisse и добился ареста основных активов компании. «Мы не были готовы к внезапному повороту событий и недооценили сложности переговоров и хитросплетений по реструктуризации западного кредита с «Альфа-групп», – признает Полонский.

По заявлениям и открытым письмам владельца Mirax Group Сергея Полонского можно написать краткую историю российских строителей. Собранные вместе, они представляют собой что-то вроде партийных докладов «о текущем моменте».

Весна 2008 г., золотой век. Волны мирового экономического кризиса еще не достигают Садового кольца. Новые русские строители задают тон на каннской выставке недвижимости MIPIM. «У кого нет миллиарда, могут идти в жопу!» – радушно приветствует гостей на вечеринке Полонский.

Осень 2008 г., золотой век кончился. Люди больше не готовы покупать непостроенные квартиры, а напуганные кредиторы хотят назад свои деньги. А все потому, что «безответственные банкиры и финансисты заигрались в казино американской экономики, рискуя благополучием простых людей» – так объясняет Полонский в открытом письме журналистам (!), подписанном – вот она, примета нового времени! – не только им, но и президентом Ассоциации строителей России. Остальная лексика – из того же ряда: «Вместе мы делали общее дело – строили нашу страну. Посмотрите вокруг и задумайтесь, насколько преобразовалась наша Родина за последние десять лет. Все, что вы видите, создавалось на деньги простых россиян»; дальше – про «надежды миллионов людей на лучшую жизнь». Наступает время госзаказа и господдержки – строителям ради «простых людей» обещают, а некоторым даже дают госкредиты. Золотой век прошел, но поверить в это трудно: Полонский обещает съесть свой галстук, если цены на жилье не поднимутся на 25% через полтора года («У меня есть уверенность»). Цены, впрочем, не слушаются.

Главная сложность, похоже, состоит в том, что появление в качестве кредитора «Альфы» вместо чудаковатых иностранцев стало для Полонского полной неожиданностью. Похоже, у него больше нет миллиарда.