Кризис пришел в удачное время

Лидеры ведущих мировых держав обсуждают изменения в банковском регулировании – от выплаты бонусов до норм ликвидности. Насколько трудна эта задача?

Сейчас глобальные правила регулирования банковского сектора устанавливает Банк международных расчетов (BIS), созданный почти 80 лет назад для проведения репарационных платежей побежденной Германии. Платежи закончились давно, но такие организации сами не умирают: даже сотрудничество с немцами во время войны не помешало BIS переродиться в ведущий центр принятия решений. В 1988 г. появилось на свет соглашение «Базель I», которое определило простое правило: на каждый доллар собственного капитала банк может выдать $12,5 кредита. Если точно, то капитал первого и второго уровня не должен быть меньше 8% от объема взвешенных по рискам активов. Соглашение это оперативно взяли на вооружение большинство стран мира.

Откуда взялась цифра 8%? По воспоминаниям участников, это был компромисс. Некоторые страны хотели 4–5%, некоторые – 10–12%. В итоге остановились посередине. Однако компромиссы в борьбе с рисками – это опасная затея. По сути, минимальный уровень капитала защищает банк от разорения заемщиков. Но средняя вероятность разорения заемщика различается от страны к стране: одно дело – развитые страны с высоко диверсифицированной экономикой и совсем другое – экспортно-ориентированные, зависящие от стоимости одного-единственного продукта.

Чтобы уйти от усредненной модели оценки рисков, BIS разработал соглашение «Базель II», которое уже приняли на вооружение в Европе. На этот раз банкам разрешили выдавать кредиты и покупать облигации в зависимости от их рискованности. То есть на $1 собственных средств можно выдать $5 кредита плохому заемщику или $20 хорошему.

Как оценить, хорош заемщик или нет? Есть два способа: либо самостоятельно, базируясь на исторических данных, либо на основании работы рейтинговых агентств. Оба метода вызывают большое сомнение. В первом случае нужно уметь оценивать, например, вероятность одновременного банкротства большого числа малых или средних компаний в отдельно взятой стране в момент кризиса. Но эта сложность не так наглядна, как с рейтинговыми агентствами. По новым правилам на $1 собственных средств лимит покупки ипотечных облигаций с рейтингом ААА составляет $62,5. Поскольку недостатка в таких инструментах не было (а может, их популярность и была обеспечена новым спросом), банки теоретически могли нарастить свое плечо до 60!

Хорошо, что кризис грянул в тот момент, когда «Базель II» только вступал в силу и не успел распространиться по миру. Случись кризис через пару лет, благодаря новому регулированию от финансовой системы вообще ничего бы не осталось. Надеюсь, что реформа, задуманная G20, окажется менее смертоносной.